Учетная политика организации в 2020 году |
В 2019 году были приняты отдельные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, влияющие на формирование учетной политики организаций. Также некоторые нормативные правовые акты прекратили свое действие в 2019 году.
В данном материале будут рассмотрены особенности формирования учетной политики на 2020 год коммерческими организациями, ведущими бухгалтерский учет в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50, Постановление № 50 соответственно), Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), с учетом произошедших изменений законодательства и практики применения законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности, а также налогообложения.
При этом организациям следует учитывать, что в течение 2020 года могут быть приняты нормативные правовые акты, со вступлением в силу которых необходимо будет внести изменения и (или) дополнения в учетную политику.
Общие положения
Учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (ст. 1 Закона).
Способы ведения бухгалтерского учета — применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (п.2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — Национальный стандарт № 80)).
Согласно п. 1 ст. 9 Закона организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
Следует отметить, что организация имеет право как формировать новую редакцию своей учетной политики, так и пользоваться в течение своей деятельности ранее утвержденной, при необходимости внося в нее изменения и дополнения.
Обязательные составляющие учетной политики
Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством разделов.
Учетная политика организации включает (п. 4 ст. 9 Закона):
· применяемые организацией виды учетной оценки.
Учетная оценка — стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона).
Необходимо отметить, что правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов при изменениях учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и правила раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) устанавливает Национальный стандарт № 80;
· план счетов бухгалтерского учета организации.
План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета (ст. 1 Закона).
Типовой план счетов бухгалтерского учета утвержден Постановлением № 50.
На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее — рабочий план счетов);
· разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов.
Первичный учетный документ — документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (ст. 1 Закона).
Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее — Перечень № 360);
· применяемую организацией форму бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета — порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (ст. 1 Закона).
Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной, с ручной обработкой данных и др.;
· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Статьей 13 Закона предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180).
В данном разделе учетной политики необходимо закрепить вопросы проведения инвентаризации, по которым в законодательстве отсутствует четкий порядок проведения и присутствует вариантность: количество инвентаризаций в отчетном году, сроки проведения инвентаризации, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и другие вопросы;
· иные способы организации и ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона).
Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
При этом, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона).
Способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике, необходимо отразить в примечаниях к индивидуальной бухгалтерской отчетности (п. 51 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 (далее — Национальный стандарт № 104)).
В Законе нет требования об обязательном наличии в учетной политике графика документооборота. В то же время график документооборота (регламентация движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета) целесообразно предусмотреть в «иных способах организации и ведения бухгалтерского учета». Такой подход будет соответствовать определению учетной политики как совокупности способов организации и ведения бухгалтерского учета.
Учетной политикой могут быть утверждены применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности, если в формы бухгалтерской отчетности, установленные Национальным стандартом № 104, введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности. Возможность введения дополнительных строк и граф в формы бухгалтерской отчетности определена п. 4 Национального стандарта № 104.
Руководствуясь нормами Инструкции № 102 и иными нормативными правовыми актами, организациям следует определиться с осуществляемыми видами деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой деятельностью) и на основании учредительных документов в учетной политике определить, какие виды деятельности будут относиться к текущей дельности.
Изменения и дополнения в учетную политику
Пунктом 6 ст. 9 Закона предусмотрено, что учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 п. 7 ст. 9 Закона.
Частью 1 п. 7 ст. 9 Закона предусмотрено, что изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
· изменения законодательства Республики Беларусь;
· изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
· принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Обоснование изменений в учетную политику необходимо включить в текст учетной политики организации.
Относительно сроков внесения изменений в учетную политику необходимо отметить следующее.
Согласно п. 7 ст. 9 Закона изменения в учетную политику организации в случае изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации, вносятся с начала отчетного года.
О том, с какой даты вводить изменения в учетной политике в случае изменения законодательства Республики Беларусь, в Законе и Национальном стандарте № 80 не говорится. В данном случае необходимо учитывать дату вступления в силу нормативных правовых актов и (или) наличие специальных указаний в них на этот счет.
Следует отметить, что при необходимости организации могут вносить дополнения в учетную политику в случае возникновения хозяйственных операций, не имевших места ранее. Дополнения в учетную политику не считаются изменениями в учетную политику, если соответствующие способы и методы учета не были уже оговорены в учетной политике. Закон и Национальный стандарт № 80 не содержат запрета на внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года. Количество дополнений законодательством не ограничивается.
Обоснование изменений и дополнений в учетную политику указывается в примечаниях к бухгалтерской отчетности.
Учетная политика вновь созданной организации
Согласно п. 3 Национального стандарта № 80 положение об учетной политике вновь созданной организации утверждается руководителем организации не позднее тридцатого календарного дня с даты государственной регистрации этой организации. Положение об учетной политике вновь созданной организации применяется этой организацией с даты ее государственной регистрации.
Отметим, что, по разъяснениям специалистов Министерства финансов Республики Беларусь, учетная политика организаций, которые в середине календарного года прекратили ведение учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и начали ведение бухгалтерского учета, утверждается ее руководителем до начала ведения бухучета и применяется с даты начала ведения бухучета.
<...>