Особенности оплаты труда руководителей |

Частью 5 ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Несмотря на то что руководитель организации является не только уполномоченным должностным лицом нанимателя, но также и наемным работником (абз. 7, 8 ч. 1 ст. 1 ТК), в отношении оплаты его труда имеются определенные ограничения, установленные законодательством.
Так, Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — Положение № 597 и Постановление № 597 соответственно), определяются условия оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — государственные организации). Отдельного нормативного документа, определяющего порядок оплаты труда руководителей организаций частной формы собственности, нет, следовательно, согласно ч. 1 ст. 63, ст. 64 ТК размеры оплаты труда руководителя частной организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора.
Также в трудовых договорах (контрактах) руководителей могут быть предусмотрены персональные условия оплаты труда (ч. 2 п. 11 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (далее — Рекомендации № 67)).
Расчет зарплаты руководителя в частных организациях
Пунктом 8 Рекомендаций № 67 определено, что руководителю могут устанавливаться тарифные ставки (оклады):
Также предусмотрено обязательное повышение тарифного оклада (ставки) для работников (в том числе руководителя), с которыми заключены контракты, — не более чем на 50% (если больший размер не предусмотрен законодательством) (абз. 3 п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29)).
Также при формировании размеров тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС к тарифному окладу (ставке) могут быть применены повышения, корректирующие коэффициенты, надбавки по различным основаниям, которые суммируются с ним и образуют окончательный размер тарифного оклада (ставки) — постоянную тарифную часть зарплаты (п. 9.6 Рекомендаций № 67). Например, это могут быть повышения за руководство, за интенсивность работы, за характер и специфику труда, за сложность и ответственность выполняемой работы до 300% включительно (п. 9.5 Рекомендаций № 67). При этом стимулирующие, поощрительные, компенсирующие выплаты, надбавки, доплаты, формирующие надтарифную часть зарплаты, устанавливаются руководителю организации по соглашению сторон (ч. 1 ст. 63 и ст. 64 ТК).
Отдельные ограничения законодательства в вопросах оплаты труда руководителей организаций
Запрещено повышать тарифный оклад (ставку):
· при наличии задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды организации независимо от формы собственности, кроме бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — до полного погашения этой задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2001 № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики»).
Запрещено повышать тарифный оклад (ставку), действующие размеры премий, надбавок и доплат:
· при наличии задолженности по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты субъектам хозяйствования всех форм собственности — до погашения этой задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»).
Определено ограничение размера тарифной ставки первого разряда. Так, наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку первого разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности (п. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы»).
Запрещены начисление и выплата всех видов премий в отдельных случаях. Так, запрещены начисление и выплаты всех видов премий руководителям юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1 января 1996 г., до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.1996 № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени»).
Запрещено руководителям организаций начислять и выплачивать все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями контрактов, за месяц, в котором допущены:
· рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;
· задолженность по выплате заработной платы;
· задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшаяся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами (ч. 1 п. 2.5 Постановления № 597).
Начисление руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, за квартал, полугодие или иной период производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовали рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и виды задолженности, указанные в ч. 1 п. 2.5 Постановления № 597. Как мы уже отмечали, Положением № 597 определен порядок оплаты труда руководителей государственных организаций. Тем не менее письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.11.2015 № 1-2-12/2735 «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2015 г. № 848» определено, что нормы п. 2.5 Постановления № 597 являются обязательными для применения в отношении руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).
Предельный уровень заработной платы ограничен. Так, п. 2.1 Постановления № 597 определено, что коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом (далее — коэффициент) не может превышать 8.
Рассмотрим нормы, которые нужно учитывать при расчете коэффициента.
1. Расчет фактического значения коэффициента производится ежемесячно по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года.
2. Если назначение руководителя организации на должность либо принятие решения об уменьшении ему коэффициента происходит в течение отчетного года, расчет фактического значения данного коэффициента производится нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен контракт либо принято указанное решение (изменен контракт).
3. Если принято решение об увеличении руководителю организации коэффициента, расчет фактического значения такого коэффициента производится нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из нового размера коэффициента.
4. Для руководителя организации, к которой в результате реорганизации присоединена иная организация с созданием на базе имущества присоединенной организации филиала либо структурного подразделения, расчет фактического значения коэффициента может по решению органа, заключившего контракт, производиться в течение трех лет без учета фонда заработной платы и среднесписочной численности работников данного филиала либо структурного подразделения. После истечения данного трехлетнего периода расчет фактического значения коэффициента производится с месяца, следующего за месяцем окончания этого трехлетнего периода.
5. При расчете фактического значения коэффициента заработная плата руководителя организации исключается из фонда заработной платы по организации в целом.
6. По решению органа, заключившего контракт, фонд заработной платы и среднесписочная численность работников дочерних организаций могут учитываться при исчислении фактического значения коэффициента.
7. В п. 2.2 Постановления № 597 перечислены выплаты, которые не учитываются в заработной плате руководителя при расчете коэффициента, а именно:
· годовой бонус в размере не более 12 окладов включительно;
· материальная помощь при предоставлении трудового отпуска и материальная помощь (единовременные выплаты) по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством;
· денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск и др.
С учетом особенностей включения некоторых выплат в заработную плату руководителя при расчете коэффициента, определенных нормами п. 2.1 и 2.2 Постановления № 597, по мнению автора, показатели фонда зарплаты и среднесписочной численности работников, используемые в расчете средней зарплаты, необходимо определять в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92 (далее — Указания № 92).
Порядок расчета зарплаты руководителя
Рассчитываем среднюю зарплату руководителя за определенный период:
Средняя зарплата руководителя за определенный период = = (Фонд зарплаты руководителя за соответствующий период (п. 61 Указаний № 92) – – Выплаты, исключаемые из расчета за такой же период) / / Кол-во месяцев этого периода.
Рассчитываем среднюю заработную плату по организации в целом за соответствующий период:
Средняя заработная плата по организации в целом за соответствующий период, за исключением зарплаты руководителя (п. 67–68 Указаний № 92) = = Фонд зарплаты работников (без зарплаты внешних совместителей, без вознаграждений лиц несписочного состава и без зарплаты руководителя) за соответствующий период (Указания № 92) / / Среднесписочная численность работников (без учета руководителя) за такой же период (п. 10 Указаний № 92) / / Кол-во месяцев этого периода.
Рассчитаем соотношение средней зарплаты руководителя и средней зарплаты по организации в целом за соответствующий период:
Средняя зарплата руководителя / /Средняя заработная плата по организации в целом ≤ 8.
Пример
Перед начислением заработной платы и премии за май руководителю организации необходимо произвести расчет соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников организации за период январь — май 2019 г.
Среднесписочная численность работников (не считая руководителя) = 24 чел. Фонд заработной платы работников без учета руководителя = 46 000 руб.
Начисления руководителю за январь — май 2019 г. представлены в таблице.
<...>