Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях |
В начале нового финансового года в бюджетной организации пересматривается учетная политика.
Общие положения
Учетная политика разрабатывается в соответствии с:
· Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З);
· постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее — Постановление № 15);
· Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (далее — бюджетный план счетов);
· постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее — Постановление № 360);
· Положением о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 «О внебюджетных средствах бюджетных организаций» (далее — Положение № 641);
· Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК);
· другими нормативными актами, обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета, состояния отчетности и налогообложения в Республике Беларусь.
В соответствии со ст. 9 Закона № 57-З:
· организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации и руководителем организации;
· учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом № 57-З;
· оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке;
· учетная политика организации включает:
1. применяемые организацией виды учетной оценки;
2. план счетов бухгалтерского учета организации;
3. разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
4. применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
5. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
6. иные способы организации и ведения бухгалтерского учета;
· если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь;
· учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З;
· изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
1. изменения законодательства Республики Беларусь;
2. изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
3. принятия решения о реорганизации или ликвидации организации;
· изменения в учетную политику организации вносятся в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности;
· изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации и руководителем организации.
Учетная политика устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета, налогообложения и ценообразования, она представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию бухгалтерского, налогового учета и ценообразования.
В отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения бухгалтерского и налогового учета, отчетности и ценообразования следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь.
Учетная политика в целях бухгалтерского учета
Формы первичных документов. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции и принимается к учету. Необходимо отметить, что в организации должен быть перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, который является приложением к учетной политике.
Первичные учетные документы составляются по форме, содержащейся в типовых унифицированных формах учетных регистров, утвержденных Постановлением № 15, Постановлением № 360.
Оформление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, осуществляется по формам документов, разработанным организацией самостоятельно и утвержденным руководителем этой организации. Соответствующий перечень является приложением к учетной политике.
Первичные документы, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности, принимаются к учету при наличии обязательных реквизитов и в соответствии с нормами п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
Допускается создание первичных учетных документов на машинных носителях информации, при этом должны соблюдаться указания о придании юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники.
Ответственность за своевременное и качественное составление и оформление документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции и передачу их в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете в сроки, определенные графиком документооборота, возлагается на лиц, составляющих и принимающих эти документы.
Хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета составляются ежемесячно и подписываются лицами, в обязанности которых входит составление этих регистров в соответствии с должностными инструкциями. Указанные лица несут персональную ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.
Организация документооборота и порядок хранения документов. Первичные учетные документы создаются в учреждении исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком документооборота, который является приложением к учетной политике.
Учреждение обязано хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь.
Необходимо предусмотреть ответственность за правильность составления и хранения первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета в архиве бухгалтерии и их своевременную передачу на хранение в архив организации.
Форма бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях.
В бюджетных организациях применяется мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета в соответствии с Постановлением № 15 с применением автоматизированной формы ведения учета.
Доступ к программному обеспечению в бюджетных организациях кроме работников бухгалтерии имеют работники организации, которые осуществляют сопровождение данных программных продуктов.
Учет хозяйственных операций ведется с использованием регистров, отражающих отраслевую специфику организации, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (налоговой) отчетности:
· в разрезе статей бюджетной классификации;
· в целях контроля исполнения сметы расходов;
· в целях соблюдения государственного казначейства системы исполнения бюджетов;
· в целях выделения в учете кассовых и фактических расходов.
Учет бланков строгой отчетности. Учет и использование бланков строгой отчетности ведутся в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196.
В бюджетной организации издается приказ, где утверждается перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, и перечень материально ответственных лиц, на которых возложены обязанности по ведению учета и хранению бланков строгой отчетности.
Проведение инвентаризаций активов и обязательств. Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
Инвентаризация активов и обязательств учреждения проводится в соответствии со ст. 13 Закона № 57-З.
Бухгалтерский учет курсовых разниц. Для целей бухгалтерского учета возникновение курсовых разниц является хозяйственной операцией, которую необходимо отразить в бухгалтерском учете первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона № 57-З).
С учетом изложенного, в бухгалтерском учете курсовые разницы возникают:
· по активам (денежным средствам, финансовым вложениям (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности (за исключением авансов);
· по обязательствам.
Для целей налогового учета курсовые разницы включаются во внереализационные доходы и расходы:
· курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (за исключением возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженной в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи);
<...>