Формирование учетной политики организации в 2019 году |

Согласно п. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
Следует отметить, что организация имеет право как формировать новую редакцию своей учетной политики, так и пользоваться в течение своей деятельности ранее утвержденной редакцией, при необходимости внося в нее изменения и дополнения.
Обязательные составляющие учетной политики. Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством разделов.
Учетная политика организации включает (п. 4 ст. 9 Закона):
· применяемые организацией виды учетной оценки.
Учетная оценка — это стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона).
Согласно ст. 12 Закона учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:
· первоначальная стоимость — стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;
· приведенная (дисконтированная) стоимость — текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;
· переоцененная стоимость — стоимость актива или обязательства после их переоценки;
· другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством Республики Беларусь.
Необходимо отметить, что правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов при изменениях учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) устанавливает Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — Национальный стандарт № 80);
· план счетов бухгалтерского учета организации.
План счетов бухгалтерского учета — это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета (ст. 1 Закона).
Типовой план счетов бухгалтерского учета утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета...» (далее — Инструкция № 50).
На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее — рабочий план счетов).
Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.
Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных о их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п. 3 Инструкции № 50);
· разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов.
Первичный учетный документ — это документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (ст. 1 Закона).
Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.
Согласно ст. 10 Закона первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, перечисленные в п. 2 ст. 10 Закона.
Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.
Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов»;
· применяемую организацией форму бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета — это порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (ст. 1 Закона).
Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной, с ручной обработкой данных и др.
Согласно ст. 11 Закона учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона.
Регистры бухгалтерского учета должны содержать сведения, перечисленные в п. 3 ст. 11 Закона;
· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Статьей 13 Закона предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно в случаях, изложенных в п. 2 ст. 13 Закона.
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
В случае уточнения порядка проведения инвентаризации Министерством финансов Республики Беларусь, возможно, потребуется внесение изменений и (или) дополнений в учетную политику.
<...>