Учетная политика — 2021 |
Одна из главных задач учетной политики коммерческой организации (далее — УП) — это максимально объективно отразить ее деятельность и сформировать полную и достоверную информацию в целях эффективного достижения общей стратегии развития, определенной собственниками (инвесторами). УП — это главнейший локальный нормативный правовой акт (далее — ЛНПА), на основании которого ведется бухгалтерский учет в организации и формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее — БФО). Именно УП является одним из главных документов, позволяющим пользователям БФО делать оценки и выводы в отношении принимаемых ими решений по выстраиванию взаимоотношений.
Напомним, учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (п. 22 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности") (далее — Закон № 57-З). Следовательно, следует различать:
— способы организации бухгалтерского учета связаны с организационно-техническими аспектами бухгалтерского учета, например, по формированию и обработке первичных учетных документов автоматизировано или с помощью программного продукта. Данные способы группируются в организационно техническом аспекте УП. Эти аспекты больше нужны внутренним пользователям — непосредственно работникам бухгалтерских служб для ведения бухгалтерского учета и формирования БФО. Это обстоятельство предполагает, что УП нужно составить таким образом, чтобы каждый бухгалтер, ознакомившись с ее содержанием, смог вникнуть в особенности учетного процесса;
— способы ведения бухгалтерского учета, которые раскрываются через элементы метода бухгалтерского учета и отчетности (первичного наблюдения, учетной оценки, способов группировки и обобщения хозяйственных операций) и имеющие непосредственное отношение к методологии бухгалтерского учета, в первую очередь, через стоимостную оценку. Данные способы группируются в методическом аспекте УП. Именно стоимостные аспекты важны для внешних пользователей БФО.
При этом важно, чтобы, формируя УП, ее создатель четко понимал стратегию развития коммерческой организации, определяемую ее собственниками (учредителями, акционерами) в отношении целого ряда аспектов: договорной, ценовой, налоговой политики, а также для целей управленческого учета. Эти аспекты важны для формирования оптимально эффективной учетной политики.
Таким образом, при формировании учетной политики должны быть достигнуты, как минимум, две цели она:
1) должная соответствовать требованиям нормативных правовых актов (далее — НПА);
2) быть эффективной в отношении выбранной собственниками (учредителями, акционерами) стратегии развития коммерческой организации.
Всякая коммерческая организация создается с целью получения прибыли (ч. 1 ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В связи с этим ею ставятся и, по возможности, решаются различные задачи. Для достижения этих цели и задач разрабатываются тактика и стратегия (политика) функционирования организации. Такая политика может касаться бухгалтерского, налогового и управленческого учета, ценообразования, договорной работы и др.
Говоря проще, учетная политика — это, в конечном итоге, средство определить легальными способами желаемую величину прибыли в конкретной организации для решения целей, поставленных ее собственниками. Вот с аспекта использования прибыли и начинается выбор тех вариантов, которые достигнут ожидаемого инвесторами результата. В укрупненном виде такие направления можно представить как:
1) собственники, единожды вложив, заботятся только о получении дивидендов в максимально короткий срок, без особых забот о завтрашнем дне. В большинстве случаев стратегия у такой организации заключается в получении дивидендов «здесь и сейчас», без особого инвестирования в технические и технологические направления. Как правило, это небольшие организации с незначительным числом ее собственников, которые рассматривают дивиденды в качестве дополнительного дохода к заработку в этой организации. В этом случае УП включает инструменты для снижения затрат (расходов) и увеличения доходов в текущем периоде;
2) собственники, желание которых как можно дольше иметь стабильный доход в виде дивидендов с определенными вложениями в технические и технологические направления; отслеживания конъюнктуры рынка и т.п. Это более распространенный вариант в нашей стране. В этом случае УП акцентирует внимание на состояние и обновление производственной базы, а периодичность получения дивидендов зависит от соответствующего этапа такой стратегии;
3) собственники, желание которых как можно дольше оставаться в лидерах на занимаемом рынке и при этом иметь в перспективе значительный стабильный доход в виде дивидендов. Их стратегия направлена на расширение своего рынка путем значительных вложений в технические и технологические направления; отслеживание конъюнктуры; достаточно оперативное реагирование на происходящие изменения в среде, в которой они размещают вой бизнес и т.п. Этот вариант встречается не так уж часто, но является образцом того, как долго оставаться «на плаву» в лидерах.
Поэтому правильный выбор формирующим учетную политику учетным службам во многом определяет эффективность всей хозяйственной деятельности коммерческой организации и ее соответствие целям собственников.
Ниже представлены варианты УП по двум направлениям:
<...>