Учетная политика подрядной организации (строительная деятельность) |

В данной статье будут рассмотрены особенности формирования учетной политики строительными организациями (подрядчиками), ведущими бухгалтерский учет в соответствии Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Постановление № 50, Инструкция № 50), Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2011 № 44 (далее — Инструкция № 44), с учетом произошедших изменений законодательства и практики применения законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности, а также налогообложения.
При этом, учитывая, что многие строительные организации не только выполняют работы на объектах строительства заказчиков, но и поставляют оборудование заказчикам (учитывается счет 41 «Товары»), изготавливают отдельные строительные конструкции (учитываются на счете 43 «Готовая продукция»), и т.д., то в данном приказе будут отражены вариантности бухгалтерского учета и для такого вида активов. Организациям следует выбрать те аспекты, которые присутствуют в их деятельности.
Общие положения
Подрядчик в строительной деятельности (далее — подрядчик) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (абзац 23 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»).
Учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (ст. 1 Закона).
Способы ведения бухгалтерского учета — применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (п. 2 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80).
Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом (п. 2 ст. 9 Закона).
Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством разделов.
Учетная политика организации включает (п. 4 ст. 9 Закона):
● применяемые организацией виды учетной оценки;
● план счетов бухгалтерского учета организации;
● разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
● применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
● порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
● иные способы организации и ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона).
Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
При этом, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона).
Согласно ст. 1 Закона профессиональное суждение — точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности.
Способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике, необходимо отразить в примечаниях к индивидуальной бухгалтерской отчетности (п. 51 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь» от 12 декабря 2016 г. № 104) (далее — Национальный стандарт № 104).
В отдельных случаях нормативными актами по налогообложению предусмотрена вариантность, которая должна быть закреплена в учетной политике. Поскольку в настоящее время законодательством не предусмотрено утверждать отдельную учетную политику в целях налогообложения, выбор организацией соответствующего способа (метода) целесообразно закреплять в единой учетной политике.
Ниже приведем примерную форму приказа по учетной политике организации, изложенного на 2021 г. в новой редакции [1]
Справочно. При утверждении учетной политики следует учитывать требования Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.
Жирным выделен возможный текст приказа по учетной политике, жирным курсивом — возможные варианты, а курсивом — пояснения (обоснования), в том числе с учетом изменений законодательства, которые необходимо учесть при формировании учетной политики в 2021 году.
____________________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ
_________________ № _________
_____________________________
(место издания)
«Об утверждении Положения по учетной политике организации в новой редакции»
Во исполнение статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), а также с учетом норм типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь» от 30.09.2011 № 102, других актов законодательства по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению, регламентирующих вопросы вариантного учета хозяйственных операций, —
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Прилагаемое Положение по учетной политике организации в новой редакции, для применения с 1 января 2021 г. (далее — Положение);
1.2. План счетов бухгалтерского учета организации (приложение 1 к Положению);
1.3. Разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов (приложение 2 к Положению);
1.4. Применяемые организацией регистры бухгалтерского учета (приложение 3 к Положению);
1.5. График движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (приложение 4 к Положению);
1.6. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (приложение 5 к Положению).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Руководитель организации И. И. Коваленок
Главный бухгалтер Т. И. Климович
Положение по учетной политике организации
I. Применяемые организацией виды учетной оценки, способы ведения бухгалтерского учета
1. Учет и амортизация долгосрочных активов
1.1. Отнесение активов к основным средствам либо к отдельным предметам в составе средств в обороте
К основным средствам, с учетом иных условий установленных законодательством, относить следующие:
— инвентарь:
<…>;
— хозяйственные принадлежности:
<…>;
— инструменты:
<…>;
— оснастка и приспособления:
<…>;
при соблюдении следующих критериев:
<…>.
Пояснения (обоснования)
При отражении данных активов в бухгалтерском учете следует учитывать нормы:
— Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26);
— Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133).
Исходя из норм Инструкции № 26, инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления могут быть отнесены к основным средствам, а исходя из норм Инструкции № 133 данные активы могут быть отнесены к запасам.
Вопросы учета таких активов необходимо закрепить в учетной политике.
Например, в учетной политике организация может оговорить стоимостный критерий для отнесения таких активов к основным средствам либо к запасам. При этом законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно величины данного критерия. Он может быть равен 30 базовым величинам, иметь другое значение (20 базовых величин, 40 базовых величин, быть равен определенной сумме и др.). Также организация может предусмотреть в учетной политике перечень соответствующих активов, относящихся к основным средствам или запасам.
Такие основные средства, как здания, сооружения, устройства передаточные, машины и оборудование, средства транспортные не могут быть отнесены к запасам (отдельным предметам в составе средств в обороте), даже если оговорить это в учетной политике, поскольку соответствующая запись в учетной политике будет противоречить законодательству. Их следует относить к основным средствам при выполнении условий признания, предусмотренных в п. 4 Инструкции № 26.
При этом следует помнить, что при классификации основных средств необходимо руководствоваться нормативными сроками службы основных средств, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее — Нормативные сроки службы).
Согласно Нормативным срокам службы, инструмент относится к группе 6, инвентарь и принадлежности относятся к группе 7.
По своему усмотрению, при применении данного положения учетной политики организация может учитывать разъяснения специалистов Минфина Республики Беларусь, размещенные на официальном сайте Минфина Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/public/ru/faq/?page=2).
Согласно данному разъяснению, «дополнительные условия признания могут быть установлены также в отношении отдельных видов оборудования и устройств, имеющих срок службы более года и используемых в деятельности организации для управленческих, хозяйственных нужд (калькуляторы, телефонные и факсимильные аппараты, модемы, принтеры, сканеры, счетчики и другие). Решение об отнесении указанных активов к основным средствам или запасам принимается организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой ею деятельности».
1.2. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств
Комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее — Инструкция № 37/18/6).
Вариант: не производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 в Инструкции № 37/18/6.
Пояснения (обоснования)
Части 1 и 2 п. 24 Инструкции № 37/18/6.
С 01.02.2020 ч. 1 и ч. 2 п. 24 Инструкции № 37/18/6 изложены в следующей редакции: комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в Положении об учетной политике (индивидуальные предприниматели — в книге учета основных средств) возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции № 37/18/6.
Изменение сроков службы производится в зависимости от общих признаков работ и критериев изменения характеристик объектов в результате их проведения согласно приложению 5 к Инструкции № 37/18/6.
1.3. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов
Комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией № 37/18/6.
Вариант: не производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией № 37/18/6.
Пояснения (обоснования)
Часть 3 п. 24 Инструкции № 37/18/6.
С 01.02.2020 ч. 3 п. 24 Инструкции № 37/18/6 изложена в следующей редакции: пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов комиссия вправе производить с обязательным отражением в положении об учетной политике (индивидуальные предприниматели — в книге учета основных средств и начисления амортизации) с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
1.4. Способы начисления амортизации основных средств
Начисление амортизации основных средств производить линейным способом.
Варианты:
— нелинейным способом:
● прямым методом суммы чисел лет;
● обратным методом суммы чисел лет;
● методом уменьшаемого остатка;
— производительным способом;
— не производить начисление амортизации по объектам основных средств, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализацию названного права осуществлять до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств.
1.5. Способы начисления амортизации нематериальных активов
Начисление амортизации нематериальных активов производить линейным способом.
Варианты:
— нелинейным способом:
● прямым методом суммы чисел лет;
● обратным методом суммы чисел лет;
● методом уменьшаемого остатка;
— производительным способом;
— не производить начисление амортизации по объектам нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализацию названного права осуществлять до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более трех лет с даты принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов.
Пояснения (обоснования) к подп. 1.4 и 1.5
Пункт 37 Инструкции № 37/18/6.
Отметим, что в 2020 г. в соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 2020 г. № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году» организации и индивидуальные предприниматели вправе были принять решение о неначислении амортизации с 1 января по 31 декабря 2020 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.
На 2021 год на данный момент такой нормативный правовой акт отсутствует.
<...>