Имеет ли торговая организация право создавать резерв на забывчивость покупателей |
Имеет ли торговая организация право создавать резерв на забывчивость покупателей, резерв естественной убыли, резерв на списание потерь товаров в пределах норм потерь от боя, лома, порчи товаров?
По мнению автора, да, при соблюдении определенных условий.
Счет 96 «Резервы предстоящих платежей» предназначен для обобщения информации о наличии и движении обязательств, в отношении которых имеется неопределенность в суммах будущих платежей, необходимых для их погашения.
К сч. 96 «Резервы предстоящих платежей» могут быть открыты субсчета по видам резервов предстоящих платежей.
На сч. 96 «Резервы предстоящих платежей» отражаются суммы предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение), суммы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резервы по затратам на реструктуризацию организации, резервы по обременительным договорам, резервы по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам, прочие резервы, установленные законодательством и учетной политикой организации (п. 75 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
В учетной политике торговая организация может оговорить вариант создавать резерв на забывчивость покупателей, резерв естественной убыли, резерв на списание потерь товаров в пределах норм потерь от боя, лома, порчи товаров, поскольку возможность их создания предусмотрена законодательством.
Так, пунктом 7 Методических рекомендаций по разработке учетной политики предприятия торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27.01.1998 № 10 (далее — Методические рекомендации № 10), предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей, может образовываться фонд риска (для отнесения потерь на забывчивость покупателей в магазинах, торгующих по методу самообслуживания, и прочих затрат и потерь, возникших сверх предусмотренных норм естественной убыли при хранении и реализации товаров (уценка и др.)).
Расчет и документальное оформление потерь товаров в магазинах самообслуживания и магазинах, торгующих с открытой выкладкой товаров, регламентируются Методическими рекомендациями по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27.10.1999 № 113 (далее — Методические рекомендации № 113).
<...>