Готовимся к налоговой проверке |
Любая организация всегда должна быть готова к проверкам со стороны контролирующих органов. В связи с этим заметим, что они проводятся по широкому кругу вопросов. Основным документом, которым пользуются проверяющие органы при назначении и проведении проверок, является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ).
Документом установлены проверки трех типов: выборочная, внеплановая и мониторинг. Заметим, что контролирующим органам всегда интересны те области деятельности предприятия, где выявленные нарушения сопряжены с доначислением платежей либо с привлечением организации (ее должностных лиц) к административной ответственности. Соответственно, иные нарушения в подавляющем большинстве случаев контролерами практически не изучаются. Рассмотрим вопросы подготовки к проверкам и участия в них более подробно.
Когда проверки можно не бояться?
Пунктом 7 Указа запрещено, за исключением случаев назначения внеплановых проверок, проведение проверок в течение двух лет со дня государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей. По истечении этого срока проверка может быть проведена при ее включении в план выборочных проверок (далее — выборочная проверка). Помимо указанного обстоятельства, согласно п. 5 Методики формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска», в перечень субъектов с риском (следовательно, они также не подлежат выборочным проверкам) не включаются субъекты, в отношении которых:
· запрещено проведение проверок (п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510);
· в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение выборочной проверки;
· не истекло три календарных года со дня завершения предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, проведенной данным контролирующим (надзорным) органом или его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).
В отношении иных субъектов хозяйствования выборочные проверки назначаются с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). Соответственно, руководству предприятия необходимо всяческими мерами снижать оцененные контролирующими органами риски нарушений налогового законодательства. При этом принимаемые меры часто лежат на поверхности и не требуют серьезных усилий.
В частности, при назначении выборочной проверки контролерами учитывается информация:
· представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);
· полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера. Напомним, что порядок осуществления мер профилактического и предупредительного характера установлен Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2014 № 353 «О некоторых вопросах профилактики правонарушений и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Соответственно, финансово-экономический блок предприятия существенно снижает риск назначения проверки в случае отсутствия у предприятия задолженности по уплате налогов, сборов, пошлин, а также по своевременному предоставлению отчетности и иных запрашиваемых документов;
· полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам. В связи с этим службам предприятия нужно отслеживать все судебные споры, в которых участвует организация. При возникновении каких-либо вопросов, связанных с налоговым законодательством, должностные лица обязаны оперативно представлять в суд пояснения и доказательства, не перепоручая это иным лицам, не являющимся специалистами в данной области;
· полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица. Вероятность появления жалоб на деятельность предприятия от посторонних лиц ничтожно мала. Поэтому руководству предприятия следует внимательно относиться к коммуникациям с гражданами, которые проживают в непосредственной близости от предприятия, персоналом самого предприятия (особенно с увольняемыми не по собственному желанию), партнерами по бизнесу и конкурентами. Создание некомфортных условий сосуществования с гражданами, проживающими в непосредственной близости с производственными площадками предприятия, и неконструктивных взаимоотношений в коллективе, с партнерами по бизнесу существенно повышает риск появления всякого рода жалоб, а соответственно, и проверок.
Отбор субъектов для включения в сводные планы проверок осуществляется с учетом критериев оценки степени риска; информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушения субъектом законодательства.
Налоговые органы проводят отбор субъектов хозяйствования для назначения выборочных проверок, руководствуясь приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.02.2018 № 20 «Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки» (далее — приказ № 20).
Согласно приказу № 20 для оценки степени риска используются следующие источники информации:
· результаты анализа отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных систем;
· результаты предыдущих проверок;
· результаты иных форм контроля;
· результаты анализа сведений, представляемых иными органами и организациями.
Как разъяснено инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску, критерии оценки степени риска в приказе № 20 формируются на основе:
а) информации о соблюдении проверяемым субъектом (плательщиком) требований налогового законодательства (представление налоговых деклараций; исполнение налогового обязательства; представление сведений и документов и др.);
б) информации об осуществляемом виде деятельности (производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта; оптовая торговля и (или) хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта; розничная торговля алкогольными напитками и т.д.);
в) анализа отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом (отсутствие исчисленных налогов, сборов (пошлин) при наличии сведений о ввозе, приобретение и (или) реализация товаров (работ, услуг) в календарном году; несоответствие заявленных размеров выручки по налогам, сборам (пошлинам), доходов от реализации, отраженных в налоговых декларациях (расчетах), сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров за календарный год; налоговая нагрузка на доходы проверяемого субъекта ниже ее среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности); анализ сведений о среднемесячной заработной плате субъекта; наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее — реестр лжепредпринимателей) и др.);
г) информации об имеющихся нарушениях законодательства (наличие нарушений, установленных в ходе последней проверки; наличие сведений о нарушениях в сфере обращения нефтяного жидкого топлива и др.);
д) иной информации (субъект, прошедший процедуру реорганизации; миграция между налоговыми органами и др.).
Независимо от принятой системы налогообложения к критериям оценки степени риска отнесены следующие:
<...>