Еще 8 ноября 2021 г. был опубликован
Декрет № 7, который изменяет Декрет от 20 мая 2020 г. № 3 "Об иностранной безвозмездной помощи".
Этот
Декрет регулирует получение денег, имущества из-за границы и описывает, что подпадает под определение "иностранной безвозмездной помощи", порядок перечисления и оформления.
Белорусские банки обязаны подавать сведения обо всех видах таких перечислений денег:
Мы посмотрели, что изменилось, и хотим обратить внимание наших читателей на некоторые моменты.
Это нужно, чтобы случайно не попасть в неприятную ситуацию, получив деньги из-за границы. Вот получите деньги, а потом будете стараться доказать в милиции, что эти деньги были не на очередной мятеж в Беларуси.
"1.1. ... ...
пункт 2 изложить в следующей редакции:
”2. Запрещается получение и (или) использование помощи для следующих целей (в связи со следующим):
осуществление террористической и иной — экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а равно
причиняющих вред национальной безопасности, государственным и (или) общественным интересам или создающих угрозу причинения такого вреда;
финансирование политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий;
подготовка или проведение выборов, референдумов, отзыв депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местного Совета депутатов, организация либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовление или распространение агитационных материалов;
организация мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения.".
Поэтому если вы имеете хоть какое-то отношение к политике или читаете экстремистские телеграм-каналы, то лучше вам деньги из-за границы не получать.
"1.2. в
приложении к Декрету: пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
”3. Денежные средства — денежные средства в наличной и безналичной формах (включая поступившие получателям путем погашения электронных денег), в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций, беспроцентные займы, за исключением денежных средств, вносимых иностранным учредителем юридического лица в качестве взноса (вклада) в уставный фонд, и процентов, полученных от размещения денежных средств во вклады (депозиты) в банках.
4. Имущество — недвижимое имущество, расположенное на территории Республики Беларусь, за исключением недвижимого имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд юридического лица его иностранным учредителем, и перемещаемых вещей, приравненных в соответствии с гражданским законодательством к недвижимому имуществу...".
С деньгами и имуществом понятно: все, что не вклад в уставный фонд и не проценты с банковских депозитов, — под внимательным контролем. Особенно обратите внимание на беспроцентные займы: мы знаем, что иногда материнские компании или учредители таким образом помогают организациям пережить сложные моменты в бизнесе.
В Декрете появилось определение "иностранные анонимные жертвователи":
"...дополнить
приложение пунктом 51 следующего содержания:
”51. Иностранные анонимные жертвователи — лица, предоставившие иностранную безвозмездную помощь, в том числе перечислившие денежные средства через банк-нерезидент, и не указавшие в платежных, иных документах сведения, позволяющие их идентифицировать (фамилия, имя, отчество (если таковое имеется), место жительства и (или) место пребывания (страна), наименование организации, банковские реквизиты), либо указавшие недостоверные сведения.“.
Тоже понятно: если вдруг вам перечислят деньги через систему переводов, где не будет таких данных про отправителя денег, то опять-таки это уже будет расцениваться как иностранная безвозмездная помощь, которую надо регистрировать в определенном порядке.
Еще одно изменение: в определение отправителей иностранной помощи попали белорусы, которые проживают за границей более 183 дней:
"...пункт 10 <приложения> изложить в следующей редакции:
”10. Отправители — иностранные государства в лице их государственных органов или дипломатических представительств, межгосударственные образования, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь либо находящиеся за пределами Республики Беларусь более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления помощи, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранные анонимные жертвователи.“.
Если вам пришли деньги от родственника или знакомого, который в течение предыдущего года находился 183 дня за границей, — это уже будет иностранная безвозмездная помощь, которую надо регистрировать.
Ну а теперь о штрафах и уголовных делах. Да, именно так: за получение и использование денег можно сесть в тюрьму:
"2. Установить, что получение и (или) использование иностранной безвозмездной помощи в случаях, запрещенных законодательством, влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией этой помощи, а на юридическое лицо — до ста процентов от суммы (стоимости) иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи.
Предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в части первой настоящего пункта, уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, а рассматривать дела о данном правонарушении — районному городскому) суду.
Действия, указанные в части первой настоящего
пункта, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение, наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.
Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных в части третьей настоящего пункта, производится следователями Следственного комитета.".
Декрет вступает в силу через 3 месяца, то есть с 8 февраля 2022 г., но
пункт 2 (тот, который про штрафы) уже действует:
"4. Настоящий Декрет вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. Пункт 2 настоящего Декрета действует до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих изменений в
Уголовный кодекс Республики Беларусь,
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.".
В последнее время в Беларуси достаточно активно меняется законодательство, поэтому отслеживайте все изменения, чтобы потом случайно, по незнанию не попасть под штрафы или в тюрьму.
Застрахованные лица, занятые на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, формируют профессиональный стаж при условии уплаты их работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В случае выбора ежемесячной доплаты к заработной плате работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. В целях повышения материального обеспечения работника по достижении общеустановленного пенсионного возраста часть полученных денежных средств в виде доплаты к заработной плате может быть направлена им для участия в новом виде страхования – добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии (вводится с 1 октября 2022 года).
За работников, занятых в особых условиях труда и подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работодатели уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование, из сумм которых, а также доходов от их размещения формируются пенсионные сбережения. Законом о ППС предусмотрено 2 вида профессиональных пенсий: досрочная и дополнительная.
Правительство продлило срок действия документов об оценке соответствия техрегламентам на год. Это касается документов. срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Форма расчета установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (ред. от 19.04.2022 № 16).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 25 установлен бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2022 г. в расчете на один месяц.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь при выплате заработной платы работнику наниматель является налоговым агентом и обязан с суммы выплаченного дохода удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 13%.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговыми органами систематически выявляются случаи выплаты заработной платы «в конвертах».
Постановлением Государственного таможенного комитета от 13 апреля 2022 г. № 18 внесены изменения в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О статистическом декларировании товаров».
Трудовое законодательство Республики Беларусь допускает выполнение работниками компании работы дистанционно и не содержит ограничений на ее выполнение на территории иностранного государства. Иными словами, работник сам выбирает место работы, это его право. Вместе с тем, принимая такое решение надо быть внимательным к статусу налогового резидента и налогам. Что означает статус налоговый резидент, как работает законодательство и что важно знать, чтобы не стать нарушителем?
Резиденты «Парка высоких технологий» (ПВТ) заплатили за январь-март текущего года 230 миллионов рублей налогов. Это в 1,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года.