МНС не готово дать рекомендации по применению ст. 33 НК |

http://www.belmarket.by/nalogoviki-otvetit-ne-gotovy http://www.belmarket.by/nalogoviki-otvetit-ne-gotovy http://www.belmarket.by/nalogoviki-otvetit-ne-gotovy
Количество просмотров: 82
Автор Указ № 488, Указ № 488, ст. 33, ст. 33, проверка, проверка, лжепредпринимательство лжепредпринимательство
МНС не готово дать рекомендации по применению ст. 33 НК

МНС пока не готово дать разъяснения касательно применения ст. 33 Налогового кодекса, которая пришла на смену указу о «лжепредпринимательстве». Они должны быть выработаны с учетом практики.

Об этом 22 мая на круглом столе по вопросам налогообложения заявила замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая.

«Давать рекомендации и выписывать последствия не всегда есть хорошо. Мы не торопимся давать рекомендации. Они могут быть с учетом практики», — сказала Элла Селицкая. Пока такая практика нарабатывается. До заседания в МНС поступило 13 актов проверок, в которых речь идет о нарушениях ст. 33 НК. По информации замминистра, пять из них приняты, пять отклонены, а три отправлены на доработку.

Напомним, ст. 33 НК вводит в налоговое законодательство так называемую доктрину деловой цели.

В соответствии с ней налоговая база может корректироваться, если установлены факты искажения сведений о совершении хозяйственных операций, объектах налогообложения или если основной целью совершения хозяйственной операции оказывается неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат налога.

Просто уплати налоги. В своем выступлении Элла Селицкая не раз подчеркивала, что ст. 33 не содержит ничего нового и пугающего. Спикер согласна с тем, что вопросы применения ст. 33 нужно обсуждать с бизнесом, чтобы «наметить ориентиры и подходы». Представительница министерства разделяет мнение предпринимателей, что «нужен осторожный подход, чтобы не было произвола».

Департамент финансовых расследований (ДФР) Комитета госконтроля солидарен с МНС. Начальник второго управления ДФР Марина Дробышевская отметила, что данная структура принимает участие в выработке общих позиций, а о практике применения этой статьи говорить еще рано.

«Простые» советы, как избежать негативных последствий применения ст. 33 НК, дал бизнесу начальник управления МНС Андрей Сидорчук. По его мнению, есть три главных правила, которые необходимо соблюдать: «не искажай сведений; не преследуй цели неуплаты налогов; все операции должны быть реальными».

В качестве примеров Андрей Сидорчук привел ситуации, когда основной целью операции был возврат НДС на сумму более 1 млн руб. при применении нулевой ставки НДС по экспорту, которого не было, и 84-кратное повышение зарплаты бухгалтеру, когда тот стал работать в статусе индивидуального предпринимателя.

У бизнеса есть опасения. Как показала дискуссия, оптимизм чиновников предприниматели не разделяют. «Да, в 84 раза выше зарплата при переходе в ИП — это явный перебор. А на сколько можно? Сколько я могу доплатить?» — задался вопросами председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

По его словам, бизнес-сообщество не оспаривает необходимости бороться с налоговыми нарушениями, но опасается возможных перекосов в практике применения ст. 33 НК. «Пусть наши страхи надуманны, но главное, что предлагает бизнес, — задекларировать методические подходы госорганов к применению этой статьи», — заявил глава бизнес-объединения.

Имеющиеся разъяснения, по его мнению, не совсем четкие. Более того, эксперт считает, что МНС стоит привести типичные примеры нарушений ст. 33 и регулярно публиковать решения судов.

Опасения предпринимателей по поводу применения ст. 33 возникли не на пустом месте, подчеркнула директор и сопредседатель БСПН Жанна Тарасевич. Они вызваны негативными последствиями применения указа № 488. После его вступления в силу госорганы тоже уверяли, что будут наказываться только действительно виновные, для чего понадобятся «железные доказательства». «На деле же было другое», — напомнила эксперт.

Не совсем ясно, ст. 33 НК — это профилактика налоговых нарушений или уже наказание, сказала глава бизнес-союза. «Как быть с так называемым человеческим фактором? Будут ли считаться недостоверными сведениями ошибки в документах? Например, если неправильно названа улица или номер дома. Как точно установить, преднамеренным или непреднамеренным было нарушение, основываясь на свидетельских показаниях, ведь свидетель может и не помнить, скажем, спустя три года, куда он отвозил груз и отвозил ли его вообще? Будет ли это доказательством, что операция не совершена?» — задалась вопросами Жанна Тарасевич.

«Наконец, бизнесу непонятно, сужает или расширяет ст. 33 действие указа № 488. Будут ли сделки рассматриваться под микроскопом сейчас?» — пыталась узнать эксперт у представителей МНС.

Камеральный контроль — это предупреждение, но если налогоплательщик не соглашается с его выводами и рекомендациями, то следующий этап — выборочная проверка, а это уже наказание, пояснила Элла Селицкая. Пытаясь успокоить бизнес, она заверила, что налоговые органы и раньше не акцентировали внимания на формальных признаках. Поэтому и теперь в таких ситуациях применение ст. 33 не должно иметь никаких негативных последствий.

Замминистра сообщила, что сейчас дорабатывается система контроля банковских счетов. Она будет использоваться наряду с АИС ЭСЧФ. «Сегодня нет единого реестра по контрагентам, но мы над этим работаем, чтобы такой реестр появился в общегосударственной информационной системе. Кроме того, в составе МНС создано управление по досудебному рассмотрению жалоб, чтобы повышать качество проводимых налоговыми органами проверок», — рассказала Элла Селицкая.

Статья 33 НК привела к «разрыву шаблона». Раньше считалось, что налоги можно минимизировать любым законным способом, а теперь это не так, заявил член совета Белорусской научно-промышленной ассоциации, руководитель экспертной группы по совершенствованию бухучета Леонид Фридкин. По его мнению, внедрение в налоговое законодательство доктрины деловой цели — это настоящая революция. Эксперт не согласился с Эллой Селицкой по поводу того, что с рекомендациями, касающимися такой важной нормы, не стоит торопиться. Леонид Фридкин убежден, что в превентивных целях МНС должно формулировать четкие рекомендации по применению законодательства и делать это как можно раньше.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ
Регистрация

Поделиться в соцсетях:








Свежие статьи на портале

1. Изменился размер удержания с нанимателей средств для своевременной выплаты зарплаты |

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен за май 2019 г. к апрелю 2019 г. составил 100,3 процента. Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированный на индекс потребительских цен за май 2019 г., составляет 250 рублей 83 копейки (250,08 х 100,3/100), 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен, – 376 рублей 25 копеек (250,83 х 1,5). Данный норматив применяется с 10 июня 2019 г.

2. Сделки с объектами недвижимости влекут налоговые последствия |

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей как до 01.01.2019, так и с указанной даты) (далее – Кодекс) отчуждение товара (работ, услуг), имущественных прав  одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, независимо от способа приобретения прав на товары признается реализацией объектов. Строгое соблюдение норм налогового законодательства позволит избежать применения мер административной ответственности и начисления пени. 

3. Об отнесении и учете отдельных видов расходов при служебных командировках |

Письмом от 07.06.2019 № 2-2-2-10/01283 , 5-1-30/193, 1-2-12/2271 Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов и Министерство труда и социальной защиты в связи со вступлением в силу с 23 марта 2019 г. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» разъяснило вопросы отнесения и учета отдельных видов расходов при служебных командировках

4. Расходы на рекламу в 2019 г. |

Расходы на рекламу в 2019 г. по-прежнему в полном объеме относятся к затратам, участвующим в обложении прибыли? В нормируемых затратах в Налоговом кодексе (Особенная часть) расходов на рекламу нет.

5. Расширен перечень случаев, когда расчеты при импорте могут осуществляться не со счетов импортеров |

Национальный банк Республики Беларусь постановлением Правления от 30 мая 2019 г. № 234  внес изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101 и расширил установленный перечень случаев, когда расчеты при импорте товаров (работ, услуг) могут осуществляться не со счетов импортеров, а в ином порядке.

7. Налогообложение дохода по облигациям при УСН |

Организация – плательщик налога при УСН, приобрела облигации белорусского банка и получает ежемесячный доход по ним. Какой порядок налогообложения доходов, полученных по облигациям?

9. Учет курсовых разниц, приходящихся на уменьшенную сумму контракта |

Подлежат ли отнесению в состав внереализационных доходов (расходов) курсовые разницы, приходящиеся на уменьшенную на основании дополнительного соглашения к контракту сумму кредиторской задолженности перед иностранной организацией?

10. Как учесть в затратах ЧУП расходы по аренде автомобиля учредителя? |

Директор ЧУП (одновременно является и учредителем) сдает в аренду данному ЧУП седельный тягач как физическое лицо. Каким образом учесть в затратах ЧУП  расходы по аренде указанного автомобиля? В каком порядке учитываются при налогообложении расходы по аренде тягача при  аренде автомобиля у другого физического лица (работника или лица, не состоящего в трудовых отношениях с ЧУП)?

11. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на июнь 2019 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2019 года

13. Внесены изменения в "тунеядскую" базу |

В Беларуси ввели изменения для не занятого в экономике населения. Так, некоторых исключили из числа иждивенцев, а также ввели персональную ответственность за данные в тунеядской базе. Изменения предусмотрены постановлением Совмина от 25 мая № 333.

14. МНС разработало рекомендации по налогообложению представительств |

Своим письмом от 24.05.2019 № 4-2-15/00761 МНС Республики Беларусь разъяснило вопросы налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

15. О возрастном цензе для посещения игорных заведений |

Возрастной ценз для посещения игорных заведений, в том числе виртуальных, и участия в азартных играх с 18 до 21 года, увеличен с 1 апреля 2019 г.  Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса».

17. Как безработному получить бюджетную субсидию для организации предпринимательства? |

В соответствии с Положением о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2008 № 342, в целях организации предпринимательской деятельности безработным предоставляются субсидии за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

18. Корректировка вычетов при возврате товара |

Организацией в январе 2019 года в связи с обнаружением брака возвращен белорусскому поставщику ранее приобретенный товар. Поставщик в феврале 2019 года выставил дополнительный электронный счет-фактуру (далее - ЭСЧФ) с указанием даты совершения операции - февраль 2019. Учетной политикой организации предусмотрено ведение книги покупок, отчетным периодом в целях исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) является календарный месяц.
В каком отчетном периоде организации необходимо произвести корректировку налоговых вычетов в сторону уменьшения в книге покупок? Какой порядок отражения данной корректировки в налоговой декларации (расчете) по НДС (далее - декларация)?

19. Комментарий МНС к постановлению от 16 апреля 2019 № 17 «Об изменении постановления МНС от 30 августа 2010 г. № 70» |

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 апреля 2019 № 17 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 августа 2010 г. № 70» внесены изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 августа 2010 г. № 70 «О некоторых вопросах декларирования объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, установлении форм нарядов на отпуск этилового спирта», которые предусматривают следующее.

20. О порядке налогообложении подоходным налогом процентов по вкладу |

В июле 2018 года физическое лицо разместило во вклад в «Белагропромбанк» белорусские рубли. В в январе 2019 года возникла необходимость снять проценты по вкладу. Других доходов физическое лицо не получает. Имеет ли физическое лицо право на какие-нибудь льготы по подоходному налогу в части полученных процентов?

22. С 17 мая изменения в Положении о продукции собственного производства |

Постановлением Совмина от 14.05.2019 № 299 внесены изменения в Положение об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденное постановлением Совмина от 17.12.2001 № 1817. Изменения вступают в силу с 17 мая 2019 года.

23. Какие упрощения ждать с 1 июня при работе с наличными деньгами? |

Национальным банком для упрощения работы субъектов хозяйствования с наличными деньгами постановлением правления от 19 марта 2019 г. № 117 утверждена Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными, которое вступает в силу с 1 июня 2019 г.