Нового Налогового кодекса в 2018 году не будет |
В связи с тем, что 23.11.2017 принят Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», с 1 января 2018 г. изменения в НК вноситься не будут.
Вносить изменения в существующий НК нет смысла, т.к. НК нужно менять полностью, а не вносить поправки и дополнения, поскольку действующий НК в силу своей сложности является одной из причин, сдерживающей развитие предпринимательства в стране.
Поэтому в целях взвешенного и ответственного подхода к корректировке норм налогового законодательства решено сформировать межведомственную рабочую группу, в состав которой будут включены независимые эксперты, представляющие Совет по развитию предпринимательства. Эта группа до 1 сентября 2018 г. должна разработать новый НК, который должен вступить в силу с 1 января 2019 г.
Новый НК будет написан на принципах:
· стабильности налогового законодательства, исключающем его корректировку чаще, чем раз в три года;
· простоты, понятности правовых норм и легкости их восприятия;
· недопущения правовой неопределенности и несогласованности предписаний;
· прямого действия правовых норм, стимулирующих экономическую деятельность.
В целях реализация основных положений проекта Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета» подготовлен проект Указа.
Какие изменения нам ждать?
Планируется перевод отдельных плательщиков с ежеквартальной на ежемесячную уплату налога.
В настоящее время субъектам предоставлено право выбора сроков уплаты НДС (ежемесячно или ежеквартально). Как правило, экспортеры исчисляют НДС ежемесячно, а плательщики, реализующие товары и услуги преимущественно на территории Республики Беларусь, уплачивают налог ежеквартально.
Право выбора сроков уплаты НДС (ежеквартально или ежемесячно) будет сохранено для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, плательщиков, применяющих единый сельхозналог, и плательщиков на общей системе с годовым оборотом до 1 миллиона 550 тысяч рублей, что эквивалентно установленному в настоящее время обороту для применения УСН.
Одновременно в качестве компенсационной меры проектом Указа предлагается снизить с 60 до 30 дней срок действующего с 2015 года ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту (суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после 1 января 2018 г., будут подлежать вычету по истечении 30 дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
Соответствующие изменения предлагается внести в Указ от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость».
Примечание. Поскольку проект Указа постоянно дорабатывается, в последней его версии предусмотрена полная действующего с 25 июля 2014 года 2014 года ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после 1 января 2018 г., будут подлежать вычету в общеустановленном порядке). То есть, ни 60 (как действует сегодня), ни 30 - как планировалось Указом ранее, дней отсрочки для вычетов НДС при ввозе товаров уже не будет.
Новых норм в порядок взимания НДС индивидуальными предпринимателями вноситься не будет.
В разных вариантах проекта закона об изменениях в НК устанавливались разные новые критерии по выручке с начала года для ИП в целях их перехода на уплату НДС, предусматривалась даже возможность уплачивать ИП НДС по отгрузке. В проекте Указа и это, и другие планируемые нововведения в НК не нашли отражения.
НДС на Яндекс, Google - за квартал.
При взимании НДС с иностранных организаций при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, местом реализации которых является территория Республики Беларусь, проектом Указа предлагается установить, что исчисление и уплата НДС в таких случаях производится ежеквартально без нарастающего итога с начала года в сроки, установленные законодательством для представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость и уплаты налога за отчетный период, что соответствует международной практике (в странах Европейского союза и Российской Федерации плательщики отчитываются по НДС ежеквартально без нарастающего итога).
Ставка НДС 0% за ремонт автомобилей иностранных перевозчиков продлена еще на 3 года.
Подпунктом 1.1.1 пункта 1 статьи 102 НК в отношении работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь, на период с 1 января 2015 г. до 1 января 2018 г. была установлена ставка НДС в размере 0 %.
Проектом Указа предлагается продлить срок ее действия дополнительно на 3 года.
Увеличение ставок акцизов на подакцизные товары
Увеличение ставок планируется в следующих размерах:
· на вина плодовые крепленые - на 3,5 % к уровню II полугодия 2017 г. (1/2 от прогнозируемого параметра инфляции);
· на иные виды алкогольной продукции (за исключением крепкого алкоголя) поэтапно (по полугодиям) - на 7 % (в пределах прогнозируемого параметра инфляции);
· на табачные изделия поэтапное (по полугодиям) - на 15 % по всем ценовым группам;
· на автомобильное топливо поэтапное (по полугодиям) - на 10 % к уровню II полугодия 2017 г.;
· на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, а также масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей поэтапное (по полугодиям) - на 7 %.
Ставки акцизов на пиво и на крепкие алкогольные напитки предлагается не менять и сохранить, соответственно, на уровне 2017 года и 4 квартала 2017 г.
Суммовые и курсовые разницы уравняют в правах
В связи с изменениями в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов от 29 октября 2014 г. № 69 (далее - Национальный стандарт), которые вступят в силу с 1 января 2018 г., проектом Указа предусматривается установить особенности определения налоговой базы по НДС при возникновении курсовых и суммовых разниц.
Так, подпункт 9.1 пункта 9 проекта Указа устанавливает порядок расчета налоговой базы по НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей эквивалентная иностранной валюте) определяется по курсу НБ РБ на день оплаты.
В этом случае для определения налоговой базы будут применяться подходы, аналогичные используемым для признания выручки в бухгалтерском учете с 1 января 2018 г.
Так, в части предварительной оплаты в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме иностранной валюты по курсу Национального банка на день оплаты, налоговая база по НДС будет определяться как сумма полученных белорусских рублей (в бухгалтерском учете сумма предварительной оплаты также не дооценивается). Такой подход применяется в настоящее время.
Если оплата по договору на день отгрузки не поступила, то налоговая база по НДС (как и выручка от реализации в бухгалтерском учете) будет определяться по курсу Национального банка на момент фактической реализации (на день отгрузки). Аналогичный подход также применяется в настоящее время.
Сумма задолженности по оплате, возникшая после отгрузки, при изменении курса Национального банка в бухгалтерском учете будет дооцениваться.
Возникающие разницы будут называться курсовыми, будут относиться на внереализационные расходы и внереализационные доходы при налогообложении прибыли.
На суммы и этих теперь уже курсовых разниц, возникших с 1 января 2018 г., налоговая база НДС не будет увеличиваться или уменьшаться. В настоящее время налоговая база корректируется на такие суммы.
Подпункт 9.2 пункта 9 проекта Указа устанавливает порядок расчета налоговой базы по НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей эквивалентная иностранной валюте) будет определяться не по курсу НБ РБ на день оплаты или будет определяться по курсу НБ РБ, но не на день оплаты.
В таком случае механизм налогообложения, предлагаемый с 1 января 2018 г., предполагает не увеличение и не уменьшение налоговой базы по НДС только на суммы курсовых разниц, полученных с 1 января 2018 г. при дооценке задолженности по курсу Национального банка с даты отгрузки до момента оплаты. Все прочие разницы будут участвовать при расчете налоговой базы по НДС в прежнем порядке.
Например, если величина обязательства будет определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации (то есть по курсу, отличному от курса Национального банка) или по курсу Национального банка на день отгрузки (то есть не на день платежа),то сумма корректировки налоговой базы НДС в том случае, если оплата поступила после даты отгрузки будет определяться следующим образом: из суммы поступившей оплаты вычитается сумма налоговой базы, зафиксированной ранее по курсу НБ РБ на день отгрузки, далее вычитается курсовая разница по дооценке задолженности по курсам НБ РБ с даты отгрузки по дату оплаты. Полученная разница будет увеличивать (уменьшать) налоговую базу НДС с выпиской продавцом дополнительных ЭСЧФ.
С учетом положений Национального стандарта, пунктом 10 проекта Указа предлагается установить единый порядок отражения курсовых и суммовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете при расчете налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
Кадастровая оценка земли - в рублях
В рамках проводимой в Республике Беларусь работы по дедолларизации экономики с 1 января 2017 г. был отменен действующий ранее порядок определения налоговой базы по земельному налогу, предусматривающий ежегодный (на 1 января текущего года) пересчет кадастровой стоимости, определенной в долларах США, в белорусские рубли.
Законом от 18.10. 2016 № 432-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» было установлено, что налоговая база земельного налога на 1 января 2017 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2017 году определяется в следующем порядке:
- для жилой усадебной зоны (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы),общественно-деловой зоны, производственной зоны и рекреационной зоны — в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен;
- для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату ее кадастровой оценки.
Проектом Указа предусматривается, что налоговая база земельного налога на 1 января 2018 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 году определяется в следующем порядке:
- для общественно-деловой зоны и производственной зоны - в белорусских рублях, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2017 - 2018 годы, путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу НБ РБ, установленному на 1 января 2016 г.;
- для жилой многоквартирной зоны, жилой усадебной зоны (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зоны - в белорусских рублях на дату их кадастровой оценки.
Индексация на прогнозируемый параметр инфляции ставок налогов, установленных в рублях
Это касается земельного налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходного налога в фиксированных суммах.
УСН - критерии проиндексируют
С учетом того, что в период 2013 - 2016 гг. индексация критериев применения УСН производилась не ежегодно, проектом Указа предусмотрено увеличение этих критериев на 2018 год на 20 %, то есть в размере, превышающем прогнозный индекс роста потребительских цен, что обеспечивает их адаптацию к инфляционным процессам.
Предлагается проиндексировать критерии выручки:
- с 1 542 600 до 1 851 100 рублей - для организации с численностью работников до 100 человек при применении УСН с уплатой НДС;
- с 1 058 400 до 1 270 100 рублей - для организаций с численностью работников до 50 человек при применении УСН без уплаты НДС;
- с 410 000 до 492 000 рублей - для организаций с численностью работников не более 15 человек, осуществляющих ведение учета в книге учета доходов и расходов;
- со 168 900 до 202 700 рублей - для индивидуальных предпринимателей.
Корпоративные облигации – льготы продлят на 3 года
Указом от 3 марта 2016 г. № 85 «О налогообложении отдельных доходов» была установлена льгота по налогу на прибыль и налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по операциям с корпоративными облигациями, срок действия которой заканчивается 31 декабря 2017 года.
Изначально эта льгота действовала в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. Впоследствии ее действие было продлено с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2017 г.
Проектом Указа предлагается продлить срок действия налоговой льготы по операциям с корпоративными облигациями на период до 31 декабря 2020 г., внеся соответствующее изменение в Указ №85.
Выполнение работ, оказание услуг- по единолично составленнному документу
Пунктом 6 статьи 10 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» установлено, что в случаях, определенных Министерством финансов, первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, если такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) предусмотрен договором.
Министерством финансов установлен единственный случай, при котором возможно единоличное составление первичного учетного документа подрядчиком (исполнителем) и заказчиком - заключение между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком публичного договора. При этом не допускается единоличное составление первичного учетного документа при принятии к бухгалтерскому учету (списании с бухгалтерского учета) товаров.
В связи с этим проектом Указа предлагается предусмотреть возможность составления первичного учетного документа участником хозяйственной операции единолично в случаях, определенных Министерством финансов.
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм