Налогообложение НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг)

Налогообложение НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) |

Автор пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Количество просмотров 381
Автор НДС, НДС, безвозмездно, безвозмездно, государственное имущество государственное имущество
Налогообложение НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг)

Министерство по налогам и сборам в связи с поступающими вопросами разъясняет порядок налогообложения НДС отдельных операций по безвозмездной передаче.

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 (далее – Указ № 503) для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

Применительно к безвозмездной передаче имущества указанная норма означает, что передающая сторона не исчисляет НДС, когда соблюден порядок оформления приемки имущества в государственную собственность, который регулируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 (далее – Указ № 169).

Ситуация 1. В августе 2020 года организация негосударственной формы собственности передала республиканскому унитарному предприятию транспортное средство, которое числится в бухгалтерском учете организации в качестве основного средства. В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 Указа № 169 принятие транспортного средства в государственную собственность оформляется решением руководителя республиканского унитарного предприятия.


У организации безвозмездная передача транспортного средства не будет признаваться реализацией для целей налогообложения на основании пункта 12 Указа № 503, а значит, не будет облагаться НДС.

Если принимающей имущество стороной является бюджетная организация здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, то сторонам при безвозмездной передаче этого имущества в целях налогообложения следует руководствоваться специальной нормой, установленной подпунктом 2.5.5 пункта 2 статьи 115 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

Справочно. В соответствии с подпунктом 2.5.5 пункта 2 статьи 115 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

Согласно подпункту 24.9 пункта 24 статьи 133 НК не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2.5.5 пункта 2 статьи 115 НК.

 

Ситуация 2. Республиканское унитарное предприятие (далее - РУП) в 2020 году безвозмездно передает товар в адрес бюджетной организации здравоохранения. Товар приобретен в 2020 году. Каков порядок налогообложения указанной безвозмездной передачи у РУП?


При безвозмездной передаче товаров бюджетной организации здравоохранения РУП следует руководствоваться подпунктом 2.5.5 пункта 2 статьи 115 НК как специальной нормой, определяющей конкретных получателей при такой безвозмездной передаче, и следовательно, при определении налоговых вычетов применять норму подпункта 24.9 пункта 24 статьи 133 НК.

Ситуация 3. Открытое акционерное общество (далее - ОАО) в 2020 году безвозмездно передает имущество, приобретенное на территории Республики Беларусь как в 2018 году, так и в 2020 году в адрес бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. Каков порядок налогообложения указанной безвозмездной передачи у ОАО?


В рассматриваемой ситуации ОАО при безвозмездной передаче имущества бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта следует руководствоваться подпунктом 2.5.5 пункта 2 статьи 115 НК, как специальной нормой, определяющей конкретных получателей при такой безвозмездной передаче, и следовательно, при определении налоговых вычетов применять норму подпункта 24.9 пункта 24 статьи 133 НК.

Необходимо отметить, что при безвозмездной передаче имущества, приобретенного до 01.01.2019, ограничение вычетов, установленное подпунктом 24.9 пункта 24 статьи 133 НК, не применяется исходя из норм пункта 28 статьи 133 НК. Вычет сумм НДС по такой передаче осуществляется в соответствии с пунктом 15 статьи 133 НК.

Справочно. В соответствии с пунктом 28 статьи 133 НК при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении товаров, оприходованных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов.

 

Что касается безвозмездной передачи работ, услуг, то порядка принятия безвозмездно выполняемых работ, оказываемых услуг Республикой Беларусь или ее административно-территориальными единицами, подобного порядку для имущества, закрепленному Указом № 169, законодательством не определено. Передача работ, услуг государственной организации на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи не может рассматриваться в качестве передачи работ, услуг в соответствии с законодательством Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам.

Ситуация 4. РУП на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи выполняет работы по разработке проектно-сметной документации для коммунального унитарного предприятия. Облагается ли НДС безвозмездное выполнение работ?


С учетом разъяснения Министерства экономики из описания ситуации усматривается, что:

  • передача гражданских прав и обязанностей на проектно-сметную документацию осуществляется от одного участника гражданского оборота другому участнику гражданского оборота на основании одного из видов гражданско-правовых договоров - договора безвозмездной (спонсорской) помощи (пункт 1) части второй пункта 1 статьи 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК);

  • не издавались акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусматривают передачу работ (услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам (на основании пункта 3 статьи 125 ГК).

Соответственно, при безвозмездной передаче работ в изложенной ситуации не обеспечивается соблюдение нормы пункта 12 Указа № 503.

Учитывая изложенное, у республиканского унитарного предприятия безвозмездное выполнение на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи работ по разработке проектно-сметной документации коммунальному унитарному предприятию облагается НДС в общеустановленном порядке.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019
Свежие статьи на портале

1. Декларация по земельному налогу при наличии льготы |

Организацией в декабре 2019г. приобретено здание (магазин) в сельской местности и  зарегистрировано право постоянного пользования земельным участком. С этого же месяца в здании осуществляется розничная торговля. Организация пользуется льготами по Указу Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 №345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее – Указ №345). Других участков (ни в собственности, ни в пользовании, ни в аренде) у организации нет. Следовало ли организации представить налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу?

2. Учитываются ли в затратах расходы по оплате труда в сверхурочное время? |

Вправе ли организация учитывать при налогообложении прибыли расходы по оплате сверхурочных работ продолжительностью более 180 дней в год, а также расходы по оплате труда в выходные дни сверх 12 выходных дней в год, исходя из того, что оплата труда работников за рабочие часы, отработанные сверхурочно, является заработной платой за фактически выполненную работу?

3. Требуется ли ИП использовать КСА при продаже недвижимости за наличный расчет? |

Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, связанную с покупкой и продажей собственного недвижимого имущества (код согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, – 68100).
Требуется ли индивидуальному предпринимателю использовать кассовый аппарат при продаже недвижимости за наличный расчет?

4. В Беларуси свирепствует АИС ИДО. Что делать, если с карточки ошибочно списали деньги? |

В последние месяцы страну накрыла волна административных штрафов. Всё бы ничего, но в нашем государстве есть автоматизированная система АИС ИДО, которая списывает деньги с карточек, счетов и электронных кошельков в бесспорном порядке, предварительно блокируя эти средства.

6. Как оформить доставку товара в почтовое отделение при торговле через интернет-магазин |

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, осуществляет розничную торговлю товарами по образцам через интернет-магазин. Товары доставляются покупателям по почте с оплатой наложенным платежом.
Как оформляется доставка товара в почтовое отделение?

7. Торговля по образцам без (вне) торгового объекта: нужен ли КСА и терминал |

Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей товарами по образцам без (вне) торгового объекта. Доставляемые товары большинство покупателей оплачивает в безналичном порядке, в том числе с использованием QR-кодов (через сервис Е-POS), в единичных случаях – в наличной форме. Требуется ли индивидуальному предпринимателю иметь кассовое оборудование и платежный терминал?

8. Как учесть курсовые разницы при возврате предоплаты в иностранной валюте? |

Белорусская организация (продавец) заключила экспортный контракт на поставку товара с иностранной организацией (покупатель). Согласно условиям контракта продавец получил предоплату в иностранной валюте  от покупателя. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией товар не был поставлен покупателю, соответственно у продавца возникла обязанность по возврату полученного аванса с уплатой пени. Вправе ли организация учесть суммы курсовых разниц, возникших при возврате предоплаты в иностранной валюте и суммы уплаченной пени в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль?

9. Рекомендации для пользователей АИС ККО |

РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» разработаны рекомендации для пользователей автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования (далее – АИС ККО), в которых содержится перечень необходимых мер, направленных на устранение имеющихся проблем функционирования кассового оборудования, влияющих на поступление информации в СККО.