Очередные изменения в регулировании аудиторской деятельности |

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» (далее — Постановление № 936) внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — Постановление № 229), а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2013 № 1098 «О порядке проведения аттестации» (далее — Постановление № 1098).
Кого коснулось Постановление № 936? Документ, во-первых, устанавливает требования к организациям, осуществляющим закупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств (далее — закупки) организации.
Для целей Постановления № 936 под организациями понимаются республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, более 25% акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций). Напомним, согласно п. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З) обязательный аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности — аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, обязательность проведения которого установлена Законом № 56-З и иными законодательными актами.
При этом поименованы организации, в которых обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь (далее — ГБФО), проводится ежегодно (п. 3 ст. 22 Закона № 56-З).
Таким образом, Постановление № 936 распространяет свое действие только на организации, подпадающие под критерии данного постановления, и только в части обязательного аудита их ГБФО.
Во-вторых, документ вносит изменения в Порядок проведения аттестации физических лиц, претендующих на право получения квалификационного аттестата аудитора (далее — претенденты), и подтверждения квалификации аудиторами, изложенный в одноименном Положении (далее — Положение № 1098) и утвержденный Постановлением № 1098.
В-третьих, документ поручает Аудиторской палате по согласованию с наблюдательным советом по аудиторской деятельности разработать методические рекомендации по оценке и сравнению организациями предложений участников, включая формирование нестоимостных критериев.
В-четвертых, местным Советам депутатов Постановлением № 936 поручено привести в соответствие с данным постановлением нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.
Каков теперь порядок заключения договора об обязательном аудите ГБФО? Согласно п. 1 ст. 25 Закона № 56-З оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг, заключенного в соответствии с требованиями Закона № 56-З и иных актов законодательства между аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем и заказчиком аудиторских услуг.
Для закупки аудиторских услуг по аудиту ГБФО организации начиная с отчетности за 2020 год объявляют конкурс независимо от стоимости таких услуг.
Следует отметить, что в отечественной аудиторской практике конкурсы на закупку аудиторских услуг проводились и раньше. Однако в ряде случаев в конкурсной документации устанавливались такие требования, которые для конкретного вида аудита ГБФО не являлись обязательными, что ограничивало доступ исполнителей к участию в процедуре закупки и противоречило п. 2.5 Постановления № 229. Такое положение дел приводило к демпингу и недобросовестной конкуренции.
Теперь же организации должны установить в документации о закупке в составе требований к участвующим в закупках юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (далее — участники) следующие обязательные требования (п. 1.3 Постановления № 936):
· наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций1;
· представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости2.
Напомним: с 1 января 2020 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.10.2019 № 57 «О порядке ведения аудиторского реестра и представлении информации об аудиторской деятельности» (далее — Постановление № 57). В связи с этим всем аудиторам, включенным в реестр аудиторов по состоянию на 1 января 2020 г., необходимо представить в Министерство финансов форму с указанием сведений на дату ее представления согласно приложению 1 к Инструкции о порядке ведения реестра аудиторов, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций, утвержденной Постановлением № 57, в срок не позднее 20 января 2020 г.
Более того, пунктом 1.4 Постановления № 936 установлен запрет на установление организациями в документации о закупке требований в отношении:
· обязательного наличия в штате участников определенной численности аудиторов3;
· минимальной страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. При этом участник-победитель должен обеспечить наличие такого договора страхования, заключенного на сумму и условиях, определенных организацией (в случае установления организацией такого требования в документации о закупке);
· обязательного наличия в штате участников работников, имеющих специальную подготовку в области Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений (далее — МСФО);
· членства (иного участия) участника в объединениях аудиторских организаций, являющихся членами Форума компаний Международной федерации бухгалтеров, либо в иных международных объединениях аудиторских организаций (далее — международные сети аудиторских организаций);
· минимальной позиции участников в рейтинге международных сетей аудиторских организаций.
Однако из этого правила есть исключения. В частности, требования не применяются в случаях, когда:
· осуществляются закупки за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита ГБФО, составленной в соответствии с МСФО;
· в рамках одной процедуры одновременно осуществляется закупка за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита ГБФО, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
· эти требования являются требованиями внешних пользователей отчетности4. Такие требования должны быть подтверждены документами, подписанными уполномоченным лицом внешнего пользователя отчетности, либо иными документами, представленными на бумажном носителе или в электронном виде, в случае возможности достоверно установить, что они исходят от внешнего пользователя отчетности, либо наличием соответствующей информации на официальных сайтах внешних пользователей отчетности.
В соответствии с п. 28 гл. 4 Национальных правил аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.12.2007 № 189 (далее — НПАД № 189), прежде чем заключить договор оказания аудиторских услуг с новым заказчиком, аудитор должен определить, не приведет ли выбор этого заказчика к возникновению угроз нарушения основных принципов аудиторской деятельности.
Согласно п. 51 Национальных правил аудиторской деятельности «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и фактов несоблюдения законодательства», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2006 № 33 (далее — НПАД № 33), до заключения договора оказания аудиторских услуг новая аудиторская организация имеет право запросить у руководства аудируемого лица информацию о предшествующей аудиторской организации и о причинах прекращения договорных отношений между предшествующей аудиторской организацией и аудируемым лицом.
Пунктом 6 МСА 210 предусмотрена также необходимость:
a) определить, приемлема ли та концепция подготовки финансовой отчетности, которая будет применена при подготовке финансовой отчетности;
b) получить согласие руководства о том, что оно подтверждает и осознает свою ответственность:
· за подготовку финансовой отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, включая, где это уместно, ее достоверное представление;
· за такой внутренний контроль, который руководство считает необходимым для того, чтобы обеспечить подготовку финансовой отчетности, свободной от существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки;
· за то, чтобы обеспечить аудитора:
1. доступом ко всей информации, о которой известно (руководству) и которая имеет значение для подготовки финансовой отчетности, например к данным бухгалтерского учета, документации и прочим сведениям;
2. дополнительной информацией, которую аудитор может запросить (у руководства) для целей аудита;
3. неограниченной возможностью информационного взаимодействия с лицами внутри организации, от которых аудитор считает необходимым получить аудиторские доказательства.
До подписания организациями договора об обязательном аудите ГБФО стороны должны соблюсти требования Закона № 56-З, Постановления № 229 и Постановления № 936, а также п. 28 гл. 4 НПАД № 189, п. 51 НПАД № 33, п. 6 МСА 210.
Как формируется конкурсная документация на закупку услуг по обязательному аудиту ГБФО? По общему правилу согласно п. 2.8 Постановления № 229 документация о закупке должна содержать сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств.
Однако в отношении закупки услуг на проведение обязательного аудита ГБФО п. 1.5 Постановления № 936 дополнительно определено, что организации обязаны в документации о закупке установить критерий «цена предложения», а также не менее трех нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников (далее — нестоимостные критерии), при формировании которых могут учитываться особенности участников.
Поскольку до заключения договоров об обязательном аудите ГБФО за 2020 год есть еще время, то следует учитывать возможные дополнительные критерии и требования, которые будут разработаны Аудиторской палатой, методические рекомендации по оценке и сравнению организациями предложений участников, включая формирование нестоимостных критериев.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>