Внесены изменения в форму аудиторского заключения |

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.07.2019 № 31 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 1 августа 2017 г. № 22» (далее — Постановление № 31) внесены изменения в форму аудиторского заключения по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) (далее — аудиторское заключение) и Инструкцию о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности).
Постановление № 31 вступило в силу 26 июля 2019 г.
Теперь к иным аудиторским услугам относится проведение аудита финансовой информации в рамках выполнения специальных аудиторских заданий, в том числе услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) (абз. 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (в редакции Закона от 18.07.2019 № 229-З)).
Услуга по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) предусмотрена п. 2.8 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». При этом требования к оказанию таких услуг и порядок их оказания устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2017 № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (далее — Постановление № 500) утверждено Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) (далее — Положение № 500).
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.08.2017 № 22 «Об оказании аудиторских услуг при ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» были утверждены:
· Инструкция о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) (далее — Инструкция № 22);
· Форма аудиторского заключения по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) (далее — Форма № 22).
Аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг в случаях, предусмотренных законодательством, составляется в соответствии с требованиями законодательства. В иных случаях требования к аудиторскому заключению определяются условиями договора оказания аудиторских услуг.
Услуга по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) на отечественном рынке оказалась востребованной. На нее активно откликнулись представители ауди- торской профессии. Так, на 2 августа 2019 г. зарегистрировано 76 аудиторов — индивидуальных предпринимателей (из 410 в общем реестре аудиторов — индивидуальных предпринимателей) и 53 аудиторские организации (из 84 в общем реестре аудиторских организаций), имеющие право оказывать услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)*. В их числе представитель «большой четверки» — ООО «КПМГ».
Как видим, субъекты хозяйствования имеют реальную возможность провести ликвидацию (прекращение деятельности) без проведения проверки органами государственного контроля (надзора).
Следует отметить, что с момента принятия указанных выше документов произошел ряд изменений в нормативных правовых актах Республики Беларусь, а также в ходе практической их реализации выявились некоторые аспекты, требующие уточнения технического характера. Рассмотрим основные из изменений.
<...>