Что следует учитывать согласно новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности» |

Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» принята новая редакция Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 229-З, Закон в новой редакции, Закон № 56-З соответственно). Данное событие было ожидаемым, поскольку ему предшествовал ряд мероприятий и документов в рамках действия Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) по гармонизации законодательства государств — членов ЕАЭС.
Итак, на что следует обратить особое внимание? В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств — членов ЕАЭС определены этапы и сроки разработки нормативных правовых актов в целях создания основ единого рынка аудиторских услуг, гармонизации законодательства государств-членов в сфере аудиторской деятельности, в том числе формирование единой системы регистрации аудиторов и аудиторских организаций, включая разработку единых требований регистрации, обмен информацией о регистрации и формирование сводного реестра регистрации аудиторов и аудиторских организаций на территории таможенного союза и Евразийской экономической комиссии. Единый рынок аудиторских услуг начнет функционировать с 01.01.2022, а услуг в области составления отчетности и бухгалтерского учета — в 2021 году1, и предусматривается применение Международных стандартов аудита (далее — МСА) в качестве единых стандартов аудита на территории государств — членов ЕАЭС.
Закон в новой редакции дополнен некоторыми новыми терминами (см. материал на с. 63).
При этом п. 6 Плана либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 22 (далее — План), предусмотрено формирование реестров аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторов в 2018–2019 гг.
Обращаем внимание, что в настоящее время на сайте Министерства финансов Республики Беларусь размещаются сведения об аудиторах, аудиторских организациях и аудиторах — индивидуальных предпринимателях (далее — ИП), в том числе:
· информация о физических лицах, имеющих квалификационный аттестат аудитора;
· сведения об аудиторских организациях, предоставивших информацию об осуществлении аудиторской деятельности;
· сведения об аудиторах — ИП, предоставивших информацию об осуществлении аудиторской деятельности;
· перечень аудиторских организаций и аудиторов — ИП, оказывающих услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности).
Однако такая информация не позволяет в настоящее время пользователю аудиторских услуг составить мнение о потенциальном партнере-исполнителе.
Создание реестра позволяет расширить возможности пользователей и получить информацию, предусмотренную в ст. 6 Закона в новой редакции.
Требования к содержанию аудиторского реестра содержались в ст. 9–12 проекта Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза (распоряжение Коллегии ЕЭК от 29.01.2019 № 22) (далее — Соглашение № 22).
Аудиторский реестр в Беларуси соответствует требованиям Соглашения № 22 и будет состоять из следующих разделов:
· реестр аудиторов;
· реестр аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
· реестр аудиторских организаций (п. 1 ст. 6 Закона в новой редакции).
Основаниями для исключения сведений об аудиторе, аудиторе — ИП, аудиторской организации из аудиторского реестра являются:
· письменное заявление аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации об исключении из аудиторского реестра в случае неосуществления аудиторской деятельности;
· аннулирование квалификационного аттестата аудитора (для аудитора и аудитора — ИП);
· решение правления Аудиторской палаты об исключении аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации из членов Аудиторской палаты (п. 11 ст. 6 Закона в новой редакции).
Оценка качества работы аудитора. В ст. 2 Закона в новой редакции введен термин «оценка качества работы аудитора, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации» взамен термина «контроль качества работы аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудитора» в Законе № 56-З: система мер, методик и процедур по анализу соблюдения аудитором, аудитором — ИП, аудиторской организацией правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров (далее — международные стандарты аудиторской деятельности), Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (далее — Кодекс этики), основных принципов аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного в установленной форме аудиторского мнения.
Следует отметить, что в Российской Федерации в ст. 10 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) используется термин «контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов» так же, как и в МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности». Основные принципы внешнего контроля качества отражены также в Концепции качества аудита Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, Международной федерации бухгалтеров, а также в Директиве 2006/43/ЕК и Регламенте (ЕС) № 537/2014 Европейского парламента и Совета. В России в ст. 10.1 Закона № 307-ФЗ дополнительно уточняется осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляемого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.
Что же касается Беларуси, то внешняя оценка качества работы аудиторских организаций, аудиторов — ИП осуществляется Аудиторской палатой в отношении ее членов — аудиторских организаций, аудиторов — ИП в соответствии с правилами Аудиторской палаты по внешней оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, которые основываются на принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, утвержденных Министерством финансов (п. 3 ст. 29 Закона в новой редакции). В свою очередь Аудиторская палата для обеспечения своей деятельности создает специализированные органы, действующие на основании принятых Аудиторской палатой положений о таких органах и осуществляющие внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 11 Закона в новой редакции).
Отметим, в Закон в новой редакции введена ст. 29 «Оценка качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов».
Регулирование отношений в области аудиторской деятельности. Изменено название ст. 4 комментируемого закона и ее содержание. Теперь правовое регулирование отношений в области аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ними иными актами законодательства (далее — законодательство об аудиторской деятельности), а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.
Что же касается государственного регулирования аудиторской деятельности, то оно по-прежнему осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком, Министерством финансов (п. 1 ст. 5 Закона в новой редакции).
<...>