Учет канцелярских принадлежностей в коммерческих организациях |
В законодательстве по бухгалтерскому учету канцелярские принадлежности в коммерческих организациях не выделяются как самостоятельный объект учета.
К таким принадлежностям можно отнести ручки и карандаши, линейки и бумагу, дыроколы и блокноты — список в любой организации может быть продолжен по мере необходимости.
Общеизвестно, что все канцелярские принадлежности считаются отдельными предметами в составе средств в обороте и до какого-то срока учитываются в составе запасов.
Как и любые другие запасы, канцелярские принадлежности приходуются по дебету сч. 10 «Материалы» с использованием субсч. 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты» в корреспонденции с кредитом сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Порядок списания отдельных предметов в составе средств в обороте регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133).
Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переносится на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в порядке, предусмотренном п. 107 Инструкции № 133:
· по специальным инструментам и специальным приспособлениям — в соответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет;
· стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;
· по приспособлениям целевого назначения, изготовленным из сплавов драгоценных металлов, — в соответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя из части стоимости приспособлений, приходящихся на экономически обоснованные технологические потери драгоценных металлов, в течение нормативного срока их службы. При выбытии данных приспособлений в результате непригодности оставшаяся часть их стоимости относится на финансовые результаты. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, принимаются к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством;
· по остальным предметам — в соответствии с учетной политикой организации.
Это все требования Инструкции № 133.
В связи с этим отметим, что стоимость канцелярских принадлежностей, учитываемых на сч. 10 «Материалы» субсч. 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты», может списываться на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в порядке, предусмотренном в учетной политике организации. В синтетическом учете такая операция будет отражена по дебету сч. 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др.
Как показывает практика, в организациях применяются следующие способы списания стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте (в том числе канцелярских принадлежностей) на счета учета затрат производства и расходов на реализацию:
1. 100% — по мере передачи предметов непосредственно пользователям;
2. 50% — по мере передачи предметов непосредственно пользователям, а оставшиеся 50% — по мере непригодности предметов к использованию по назначению;
3. 100% — по мере непригодности предметов к использованию по назначению (по мере выбытия);
4. равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов.
<...>