Учет дисконтных карт |
Любая коммерческая организация создается с целью получения прибыли. В настоящее время коммерческие структуры для привлечения и стимулирования интереса граждан к своим товарам, продукции, работам, услугам (далее — товары) разрабатывают маркетинговую политику, в структуру которой, как правило, входят различного рода скидки. В некоторых случаях для подтверждения права на скидку покупателям (клиенту) выдаются (оформляются) дисконтные карты. Однако на практике у работников бухгалтерских служб возникают вопросы, касающиеся бухгалтерского учета и налогообложения операций по приобретению, распространению и списанию дисконтных карт.
Виды дисконтных карт. Дисконтные карты классифицируют по различным признакам:
1) по сроку действия:
а) с ограниченным сроком действия. Дисконтные карты с ограниченным сроком действия дают право на получение скидки в течение определенного промежутка времени. Не распространенные среди потребителей дисконтные карты, срок действия которых истек, утилизируются;
б) с неограниченным сроком действия;
2) по получателю:
а) именные. Именными картами могут пользоваться только указанные в них владельцы;
б) на предъявителя. Скидку получает предъявитель дисконтной карты без подтверждения ее принадлежности ему;
3) устанавливающие методику расчета скидки:
а) простые. В этом случае работнику коммерческой организации, осуществляющей расчеты с предоставлением дисконтной карты, достаточно идентифицировать ее визуально, по логотипу, изображенному на ней, и дать соответствующую скидку. Эти дисконтные карты, в свою очередь, могут предлагать:
· постоянную скидку. По простым дисконтным картам скидка не зависит от покупательской активности, но может зависеть от суммы разовой покупки товара;
· скидку с простой дисконтной шкалой. По простым дисконтным картам скидка может зависеть от суммы разовой покупки, например, при покупке свыше 100 руб. — скидка 3%; при покупке от 101 руб. — 3,5%;
б) сложные. Сложные дисконтные карты, в свою очередь, делятся на:
· накопительные. По таким картам скидка зависит от объема покупок покупателя у данной коммерческой организации. Учет покупок может вестись в отношении определенной номенклатуры товаров либо по всему ассортименту товаров, которые предоставляются этой коммерческой организацией. По накопительным картам право на скидку возникает только при достижении определенной совокупной стоимости приобретенных товаров, при этом скидка может предоставляться в виде процента по прогрессивной шкале (увеличивается после превышения установленной величины покупок товара (работы, услуги) бесплатно либо по символической цене);
· расчетные. В расчетных дисконтных программах скидка зависит от величины средств потребителя, которые он предоставил организации в качестве займа или предоплаты за товары. Расчетная дисконтная карта может быть также кредитной (то есть не исключается предоставление скидок при расчетах за реализованный в кредит товар, предоставленный потребителю по его дисконтной карточке);
4) по условиям приобретения дисконтной карты:
а) платные. Покупатель (клиент) приобретает дисконтную карту у продавца на платной основе;
б) бесплатные. Покупатель (клиент) получает дисконтную карту от продавца бесплатно. Бесплатное распространение дисконтных карт среди покупателей является частью ценовой политики организации, направленной на увеличение объема продаж;
5) по степени защищенности дисконтной карты от подделки:
а) не имеют элементов защиты от подделки и идентификационного номера;
б) имеют элементы защиты от подделки (изготовлены на пластиковом носителе и имеют элементы защиты от подделки и идентификационный номер, который наносится при их изготовлении). Как правило, такие дисконтные карты позволяют использовать средства машинной идентификации. Машиночитаемые дисконтные карты могут быть карточками со штриховым кодом, с магнитной полосой и картами со встроенной микросхемой (смарт- или чиповыми картами). Последний класс карточек, в свою очередь, делится на карточки контактные и бесконтактные.
Могут использоваться и другие идентификационные признаки для классификации дисконтных карт.
Бухгалтерский учет. Нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность, прямо не определено, на каком счете следует учитывать дисконтные карты. Наличие предоставленных покупателям дисконтных карт принесет в будущем экономические выгоды. Следовательно, согласно абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) дисконтная карта идентифицируется как актив. Исходя из критериев идентификации бухгалтерского учета, дисконтная карта имеет материально-вещественную форму и является краткосрочным активом, учет которого регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133). По мнению автора, дисконтные карты следует учитывать на сч. 10 «Материалы» (п. 3 Инструкции № 133, п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50)).
Выше при рассмотрении классификации дисконтных карт отмечалось, что в ряде случаев они имеют элементы защиты от подделки. В таком случае эти дисконтные карты для целей бухгалтерского учета коммерческая организация вправе отнести к бланкам строгой отчетности (далее — БСО) (ч. 2 п. 2, абз. 10 ч. 2 п. 21.2 Положения об основных требованиях, предъявляемых к уровню защищенности бланков строгой отчетности, а также специальным материалам для защиты их от подделки, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.03.2002 № 29). Если такое решение принимается, они учитываются на забалансовом сч. 006 «Бланки документов с определенной степенью защиты» (п. 84 Инструкции № 50) в порядке, предусмотренном законодательством.
Аспекты учетной политики. Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 57-З учетная политика организации включает:
· применяемые организацией виды учетной оценки;
· план счетов бухгалтерского учета организации;
· разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
· применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
· иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Под учетной оценкой понимается стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона № 57-З).
<...>