Бухгалтерская отчетность за 2020 год в бюджетных организациях |

Завершился финансовый 2020 год — приближается срок представления годовой бухгалтерской отчетности, поэтому важно обеспечить передачу в бухгалтерию всех первичных учетных документов за 2020 год, выполнить заключительные учетные процедуры в нужной последовательности и, конечно, подготовить сами отчеты.
Нормы законодательства
Состав отчетности бюджетных организаций в соответствии с нормами п. 3 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) определяется Министерством финансов Республики Беларусь (далее — Минфин).
Согласно п. 5 ст. 16 Закона № 57-З бюджетные организации представляют годовую индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Минфином.
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирует Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 (далее — Инструкция № 22).
Кроме того, при составлении отчетности бюджетной организации необходимо также руководствоваться требованиями Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 (далее — Инструкция № 15). В соответствии с ч. 2 п. 10 Инструкции № 15 главный бухгалтер несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики, а также за составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
При этом организации обязаны составлять и представлять годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Минфином.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.
Сроки представления отчетности устанавливаются:
· финансовыми органами — для распорядителей средств бюджета;
· распорядителями — для распорядителей (получателей) средств бюджета;
· распорядителями — для получателей средств бюджета.
Бухгалтерская отчетность составляется по установленным формам в соответствии с правилами Инструкции № 22. День представления бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или по дате фактической передачи по принадлежности (п. 30 Инструкции № 22).
При этом бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов.
Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов и затрат за счет бюджетного (внебюджетного) источника финансирования.
Для проведения годового заключения счетов в книге журнал-главная выводится предварительный остаток по каждому счету (субсчету) на конец текущего отчетного года (ч. 1, 2 п. 21 Инструкции № 22).
По общему правилу бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 4 Инструкции № 22) в белорусских рублях с двумя знаками после запятой (п. 5 Инструкции № 22).
Периодичность представления форм бухгалтерской отчетности установлена согласно приложению 1 к Инструкции № 22 (ч. 1 п. 6 Инструкции № 22).
Как известно, получатель бюджетных средств — бюджетная организация, которая представляет бухгалтерскую отчетность:
· распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) — по формам согласно приложениям 2–16 к Инструкции № 22;
· распорядителю бюджетных средств, не являющемуся вышестоящей организацией, — по формам об использовании бюджетных средств, полученных по другим главам соответствующей ведомственной классификации, согласно приложениям 3–5, 14–16 к Инструкции № 22 (п. 87 Инструкции № 22).
Кроме того, в области бухгалтерской отчетности также следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами (далее — НПА):
· Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее — БК);
· постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (далее — Постановление № 50);
· постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее — Постановление № 208);
· Инструкцией о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8 (далее — Инструкция № 8), и др.
Бухгалтерский баланс (форма 1)
Основной формой годовой и квартальной отчетности является форма 1 «Бухгалтерский баланс» (приложение 2 к Инструкции № 22).
Бюджетные организации составляют единый бухгалтерский баланс по всем источникам получения средств (бюджетным и внебюджетным) в соответствии с требованиями следующих НПА:
· пунктов 1.3, ч. 7 п. 3 ст. 79 БК;
· пункта 19 Инструкции № 22.
Действующим законодательством регламентировано, что бухгалтерский баланс составляется бюджетными организациями по всем источникам получения средств в целях обобщения данных бухгалтерского учета и отражения результатов хозяйственной деятельности и финансового положения на основании остатков на начало года и на отчетную дату в книге журнал-главная согласно показателям, отраженным на отдельных субсчетах плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленного Постановлением № 50.
Остатки денежных средств на счетах по учету бюджетных и иных государственных средств получателей (распорядителей) средств бюджетов должны быть подтверждены и сверены с выписками из лицевых счетов, представленных банками и (или) органами государственного казначейства.
Статьи годового бухгалтерского баланса должны быть обоснованы данными инвентаризации активов и обязательств (ч. 2, 3 п. 20 Инструкции № 22).
Для проведения годового заключения счетов в книге журнал-главная выводится предварительный остаток по каждому счету (субсчету) на конец текущего отчетного года.
Если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих счетов (субсчетов) (ч. 2, 3 п. 21 Инструкции № 22).
При закрытии счетов остаток в активе баланса по субсч. 200 «Расходы по бюджету» закрывается остатками в пассиве баланса по субсч. 140 «Расчеты по финансированию из бюджета», 230 «Финансирование из бюджета».
Остатки по субсч. 211 «Расходы по внебюджетным средствам» в конце отчетного периода закрываются остатками по субсч. 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)».
После закрытия всех субсчетов могут образоваться остатки по субсч. 140, 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов», 230, 232 «Финансирование из других бюджетов» — это суммы неиспользованного финансирования.
Показатели бухгалтерского баланса отражаются:
· в графе 3 — на начало отчетного года (вступительный баланс);
· в графе 4 — на конец отчетного периода (года, квартала) (заключительный баланс).
Показатели статей бухгалтерского баланса определяются:
<...>