Статьи журнала «Налоговый вестник»

Принятие к учету нематериального актива в бюджетной организации |

Автор Снежана Клеванович, экономист Снежана Клеванович, экономист
Номер № 14/2020
Количество просмотров 124
Автор нематериальный, нематериальный, программа, программа, бюджетная бюджетная
Принятие к учету нематериального актива в бюджетной организации

Организация приобрела нематериальный актив (компьютерную программу для составления смет).

Какие следует оформить документы? Следует ли составлять протокол?

Нематериальные активы (далее — НМА) относятся к основным средствам, поэтому при вводе в эксплуатацию необходимо составлять акт ввода в эксплуатацию. Составление протокола действующим законодательством не предусмотрено. Однако необходимо отметить, что порядок учета нематериальных активов может быть закреплен в учетной политике, которая является внутренним локальным нормативным документом.

Порядок отражения в бухгалтерском учете нематериальных активов определен Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее — Инструкция № 25).

Нематериальными активами для целей бухгалтерского учета признаются активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания (п. 2 Инструкции № 25):

·             активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;

·             активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;

·             организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;

·             активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

·             организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

·             первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

В бюджетных организациях нематериальные активы учитываются на субсч. 019 «Прочие основные средства» (п. 10 Инструкции № 25).

Согласно п. 3 Инструкции № 25 организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету имущественные права на результаты научно-технической деятельности, а также созданный в организации веб-сайт при выполнении следующих условий признания:

·             организацией предполагается завершить создание нематериального актива;

·             организацией определена возможность использования создаваемого НМА в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам;

·             документально подтверждены затраты на создание нематериального актива и приведение его в состояние, пригодное для использования;

·             организация предполагает получение экономических выгод от использования НМА в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам.

При невыполнении любого из указанных в п. 2 и (или) ч. 1 п. 3 Инструкции № 25 условий признания произведенные организацией затраты признаются расходами (п. 4 Инструкции № 25).

В бухгалтерском учете расходы по приобретению НМА и приведению их в состояние, пригодное для использования (далее — расходы на приобретение НМА), учитываются на субсч. 210 «Расходы к распределению».

Хозяйственные операции по учету произведенных за счет бюджетных средств расходов на приобретение НМА в общем случае отражаются следующими записями:

 


п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Получено финансирование из бюджета

100

140 (230)

2

Оплачены со счета казначейства расходы на приобретение НМА

178

100

3

Отражены расходы на приобретение НМА (с НДС)

210

178

4

Отнесены на расходы по бюджету затраты, связанные с приобретением НМА

200

210

5

Сформирована первоначальная стоимость НМА

019

250

6

Списаны расходы, понесенные за счет средств бюджета*

140 (230)

200


 

* Часть 2 п. 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157.

 

Если расходы на приобретение НМА оплачиваются за счет внебюджетных средств, в бухгалтерском учете в общем случае производятся следующие записи:

 


п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Оплачены расходы на приобретение НМА

178

111

2

Отражены расходы на приобретение НМА (без НДС)

210

178

3

Отражен предъявленный НДС

175

178

4

Принят к вычету НДС

173

175

5

Отражено использование прибыли на расходы, связанные с приобретением НМА

411

210

6

Сформирована первоначальная стоимость НМА

019

250

7

Списаны суммы использования внебюджетных средств на приобретение НМА *

410

411


 

* Часть 5 письма Министерства финансов Республики Беларусь от 28.01.2014 № 15-1-19/75.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:




Свежие статьи на портале

1. Информация для самозанятых лиц! |

С 1 января 2019 года появилась возможность самозанятым лицам в соответствии с законодательными актами участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего. Самозанятыми являются лица, занятые видами деятельности, указанными в перечне видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, который содержится в 1-й статье Гражданского кодекса.

3. Разъяснение МНС об учете топлива при исчислении налога на прибыль |

Министерство по налогам и сборам в связи с вступлением в силу 13.08.2020 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» письмом от 15.09. 2020 № 2-2-10/01946-1 разъясняет следующее в части исчисления налога на прибыль организациями.


5. Скорректирована статотчетность о просроченной задолженности по зарплате |

Отчет 12-т (задолженность) должны ежемесячно представлять не только юрлица – должники, но и организации, у которых нет просроченной задолженности по зарплате.
При отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по строке 01 в графе 1 отчета следует проставлять ноль.

6. Льготы по земельному налогу, предоставляемые физическим лицам |

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), далее – НК, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

8. Включение курсовых разниц в состав затрат либо внереализационных расходов у генподрядчика |

В бухгалтерском учете генерального подрядчика стоимость работ согласно актам сдачи - приемки работ, в том числе сумма налога на добавленную стоимость (далее-НДС) на счете 18 отражается исходя из курса иностранной валюты, действующего на дату перечисления денежных средств, к примеру, 20000 руб. на 20.07.2020. В ЭСЧФ по НДС, сумма НДС указана исходя из курса иностранной валюты, действовавшего на дату получения предварительной оплаты, к примеру, 19800 руб. на 22.07.2020.
Правомерно ли включение образовавшейся разницы в сумме 200 руб. (20000 руб. - 19800 руб.) в состав затрат либо внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль?

9. Подтверждаем статус плательщика НДС |

Министерство по налогам и сборам в связи с обращением Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» от 13.08.2020 № 03.1-04/1585 по вопросу подтверждения статуса белорусской организации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (далее – НДС) для целей возврата НДС в странах Европы по автомобильному топливу, приобретенному на их территории, письмом от 25.08.2020 № 10-12/Ба-01106 до внесения соответствующих изменений в законодательство разъясняет следующую информацию.

10. Итоги исполнения бюджета Беларуси на 1 августа: минус 5,5 млрд в доходах |

Бюджет сектора госуправления объединяет республиканский бюджет, ФСЗН и местные бюджеты. Для сравнения: за такой же период в 2019 году профицит бюджета сектора госуправления достигал 4,235 млрд BYN, а республиканского — 2,936 млрд BYN. Это значит, что относительно прошлого года недобор по сальдо составил 5,568 млрд BYN в целом и 4,359 млрд BYN по республиканскому бюджету.