Материальная помощь после прохождения срочной военной службы |
Трудовым законодательством установлен ряд гарантий работникам в связи с выполнением воинских обязанностей.
Гарантии предоставляются:
· при подготовке к военной службе с отрывом от производства (ст. 338 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК));
· работникам, призванным на военные и специальные сборы (ст. 339 ТК);
· работникам в связи с призывом или приемом на военную службу, направлением на альтернативную службу (ст. 340 ТК);
· членам семей военнослужащих, граждан, направленных на альтернативную службу (ст. 341 ТК);
· лицам, уволенным с военной службы, альтернативной службы (ст. 342 ТК).
Одной из таких гарантий, предоставляемых лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы, является предоставление единовременной материальной помощи.
Матпомощь предоставляется в размере не менее одной минимальной заработной платы (МЗП).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 582 с 01.01.2020 установлена МЗП в размере 375 руб.
Таким образом, наниматель обязан выплатить материальную помощь в соответствии со ст. 342 ТК работнику, вернувшемуся на прежнее место работы после прохождения срочной службы:
· единовременно;
· в любом размере, но не меньше чем МЗП.
Рассмотрим порядок отражения выплачиваемой единовременной матпомощи в бухгалтерском учете и при налогообложении.
Налогообложение
НДС. Передача денежных средств работнику в виде выплаты матпомощи объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) не является (п. 7.1 ст. 115 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).
Налог на прибыль. Расходы организации могут относиться к затратам или внереализационным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, либо вовсе не учитываться при исчислении налога на прибыль.
При налогообложении прибыли учитываются те затраты, которые можно определить на основании документов бухгалтерского учета и которые являются экономически обоснованными.
Такие налогооблагаемые затраты подразделяются на:
· затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
· нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).
Стоимость использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете, — это и есть затраты по производству и реализации (п. 1 ст. 170 НК).
Виды нормируемых затрат перечислены в ст. 171 НК, в том числе это прочие затраты (п. 2 ст. 171 НК).
Согласно п. 2.1 ст. 171 НК к прочим нормируемым затратам относятся выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде:
· вознаграждений по итогам работы за год, выплат, носящих характер вознаграждения по итогам работы за год;
· единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию;
· доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер;
· доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии;
· единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление;
· оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством. Настоящее положение распространяется в том числе на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков.
Единовременная материальная помощь, выплачиваемая работнику после прохождения срочной военной службы, в данном перечне прочих нормируемых затрат отсутствует. Следовательно, матпомощь, выплачиваемая работнику после прохождения срочной военной службы, к прочим нормируемым затратам не относится.
Затраты, которые не учитываются при налогообложении, перечислены в ст. 173 НК.
...
Продолжение читайте в статье
<...>