Налог на прибыль-2019 |
Главой 16 НК-2019 предусмотрено сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.
В целях реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 в НК-2019 включены системные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и стимулирование реинвестирования прибыли, а именно: увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение 3 лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели предусмотрено в течение 5 лет. Иными словами, это:
· расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в 1,5 раза: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — с 10 до 15%, по машинам, оборудованию и транспортным средствам — с 20 до 30%;
· снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение 3 лет — до 6%, в течение 5 лет — до 0%.
Статья 167 «Объект налогообложения налогом на прибыль». Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь установлены факты минимизации суммы налога на прибыль плательщиками путем выкупа собственных акций по стоимости, во много раз превышающей номинальную стоимость акций, с дальнейшей их реализацией, как правило, оставшимся в составе участникам по номинальной стоимости.
При этом организации определяют прибыль от реализации нематериальных активов (вкладов, долей) путем расчета разницы между выручкой от реализации (номинальной стоимостью) и остаточной стоимостью (стоимостью приобретения, многократно превышающей номинальную стоимость).
Таким образом, плательщики проводят заведомо невыгодные с финансовой точки зрения сделки с целью ухода от налогообложения.
В целях пресечения подобного рода злоупотреблений в НК-2019 предусмотрена норма, ограничивающая возможность учета стоимости выкупленной плательщиком собственной доли. Таким образом, затраты по сделкам, которые будут признаны недействительными, запретят использовать для уменьшения налогооблагаемой базы.
На основании п. 2.4 Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» внебюджетные централизованные инвестиционные фонды вправе формировать республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белкоопсоюз, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский гор- исполком, в то время как в ранее действовавшей редакции НК были поименованы только инвестиционные фонды, сформированные республиканскими органами государственного управления.
Для единообразного отражения в налоговом учете денежных средств, поступающих из инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с законодательством, соответствующие дополнения учтены в НК-2019.
НК-2019 конкретизировано, что к необлагаемым доходам в виде процентов (%) от хранения денежных средств, получаемым бюджетными организациями, общественными и религиозными организациями (объединениями), республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, относятся доходы от размещения денежных средств во вклады (депозиты).
Корректировка обусловлена тем, что банковский вклад (депозит) — денежные средства, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). Поскольку размещение денежных средств во вкладах (депозитах) направлено на получение дохода, что не соответствует принципам исключения из налоговой базы средств, получаемых бюджетными организациями, общественными и религиозными организациями (объединениями), республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, их налогообложение налогом на прибыль нецелесообразно.
В п. 7 ст. 168 НК «Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» отдельно прописана дата отражения выручки при реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общественном питании, которая будет совпадать с порядком отражения выручки, предусмотренным в бухгалтерском учете (п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102). Организация розничной торговли признает выручку от реализации товаров при передаче их покупателю.
Кроме того, изменен порядок определения даты передачи имущественных прав. Теперь эта дата будет определяться одинаково как для налога на прибыль, так и для НДС (отсылочная норма к п. 8 ст. 121 НК).
Днем передачи имущественных прав по выбору плательщика признается:
· либо последний календарный день каждого месяца, к которому относится передача имущественного права, а если передача имущественных прав завершается до окончания месяца — последний день такой передачи;
· либо день передачи имущественного права, оформляемый первичным учетным документом.
Статья 169 «Затраты, учитываемые при налогообложении». Данной статьей плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые до настоящего времени не учитывались при налогообложении.
Из учитываемых затрат исключены затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) в виде затрат на их производство (выполнение, оказание) либо приобретение), сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затрат на такую безвозмездную передачу.
Согласно прежней редакции НК при налогообложении прибыли не учитывались выручка и затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемой реализацией в соответствии с п. 2.1–2.3, 2.5–2.8 ст. 31 НК.
Также ст. 171 «Нормируемые затраты» в НК-2019 введено понятие «нормируемые затраты», все виды которых в целях упрощения администрирования включены в отдельную статью.
Для налогового учета расходов на автомобильное топливо предложено использовать данные технической документации завода-изготовителя, а при их отсутствии — самостоятельно устанавливать нормы его расхода до утверждения этих норм в установленном порядке. Данное нововведение позволит плательщикам избежать необходимости прохождения обременительной процедуры установления норм расхода автомобильного топлива, действующей в настоящее время.
Кроме того, плательщикам предоставлено право самостоятельно утверждать нормы потерь от недостач и (или) порчи при хранении, транспортировке, реализации товарно-материальных ценностей (норм естественной убыли) в случае отсутствия таких норм, установленных законодательством.
Также расходы на управленческие услуги от ИП и других организаций, которые применяют особые режимы налогообложения, разрешено учитывать только в пределах суммы, рассчитанной как коэффициент соотношения средних зарплат руководителей и средних зарплат по организации в целом. Данный коэффициент установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 и не может превышать 8.
В НК введено понятие «прочие затраты». Эти затраты в совокупности ограничили одним процентом выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов.
При этом в отношении отдельных видов таких затрат плательщикам предоставлено право учитывать их по нормативу, установленному в размере 1% от выручки с учетом налога на добавленную стоимость (для банков — от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей, устанавливающей особенности определения валовой прибыли банками, за вычетом доходов, относящихся ко внереализационным).
К прочим затратам будут относиться:
· вознаграждение по итогам работы за год;
· единовременные выплаты на оздоровление;
· единовременные пособия лицам, уходящим на пенсию;
· оплата дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством;
· расходы по благоустройству населенных пунктов;
· проценты по просроченным платежам по займам и кредитам;
· вознаграждения членам совета директоров и наблюдательного совета.
Также одним процентом от выручки планируют ограничить затраты, которые до этого не нормировались:
· представительские расходы;
· компенсация сотрудникам, работа которых не носит разъездной характер, за использование личных автомобилей.
<...>