Передача строительных отходов от заказчика генподрядчику: бухгалтерский учет и документальное оформление |
В результате сноса зданий и сооружений и подготовки территории к новому строительству иногда образуются строительные отходы в виде древесных отходов, боя кирпича, строительного мусора и иных смешанных отходов строительства, а также материалы и изделия, которые могут быть использованы повторно на этом же или ином объекте строительства либо быть реализованы.
Строительные отходы — отходы, образующиеся в процессе осуществления субъектами хозяйствования экономической деятельности по возведению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, реставрации, благоустройству, монтажу, демонтажу, разборке и сносу зданий и сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций, включающей выполнение организационно-технических мероприятий, специальных, монтажных и пусконаладочных работ (п. 3.4 ТКП 17.11-10-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения со строительными отходами», утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.12.2014 № 15-Т).
Основным документом, регламентирующим порядок обращения и учета отходов, образующихся в деятельности субъектов хозяйствования, является Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-З).
Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности установлены ст. 22 Закона № 271-З.
Обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (далее — ТНПА) (п. 1 ст. 22 Закона № 271-З).
Обращением с отходами является деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (п. 13 ст. 1 Закона № 271-З).
Действующим законодательством предусмотрены 5 возможных вариантов обращения с отходами (п. 4, 6, 12, 221, 34 ст. 1 Закона № 271-З):
· подготовка — выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием;
· использование — применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг;
· обезвреживание — уничтожение отходов (в том числе сжигание, не связанное с их использованием), действия, совершаемые с отходами, приводящие к уменьшению или ликвидации их опасных свойств;
· хранение — содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения до перевозки их на подготовку, захоронение, обезвреживание и (или) использование;
· захоронение — изоляция отходов на объектах захоронения в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.
При разработке проектной документации на строительство заказчиком должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя (п. 2 ст. 22 Закона № 271-З):
1. определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования.
Деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования является инвентаризацией отходов (п. 5 ст. 1 Закона № 271-З);
2. определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;
3. проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) объекты по использованию отходов;
4. иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе ТНПА.
В архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные для осуществления при строительстве мероприятия, связанные с определением места (площадки) или специального объекта для складирования (захоронения) строительных и производственных отходов (абз. 3 п. 2 ст. 59 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 696 Гражданского кодекса Республики Беларусь) (далее — ГК).
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы (п. 1 ст. 698 ГК).
Поскольку при передаче результата работ передается весь результат, в том числе и непригодный для дальнейшего использования материал от ремонта или разборки зданий — строительные отходы, то право собственности на отходы приобретают (п. 1 ст. 3 Закона № 271-З):
· производитель отходов — с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
· юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, — на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Соответственно, если в договоре строительного подряда явно оговаривается собственник строительных отходов, то право собственности на отходы распределяется согласно договору; если в договоре право собственности на строительные отходы не оговаривается, то по умолчанию собственником отходов становится подрядчик.
В случае, если отходы образуются в процессе деятельности подрядчика, но в договоре строительного подряда определено, что собственником отходов является заказчик, то он и будет исполнять обязанности по сбору, учету и вывозу отходов.
<...>