Статьи журнала «Налоговый вестник»

Фирменный магазин: организация работы и особенности ценообразования

Фирменный магазин: организация работы и особенности ценообразования |

Номер № 24/2020
Количество просмотров 65
Автор фирменный магазин, фирменный магазин, розничная, розничная, цена цена
Фирменный магазин: организация работы и особенности ценообразования

Сергей ШИШЛО,

доцент кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета, кандидат экономических наук

Правовое регулирование. Организация работы фирменной торговли, создание сети образцовых фирменных торговых предприятий (магазинов, торговых центров, домов торговли), оказывающих весь комплекс современных торговых услуг в Республике Беларусь, определены  Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 № 113 «О развитии фирменной торговли» (далее — Указ № 113).

Основные задачи фирменной торговли в Республике Беларусь, предусматривающие необходимость ее развития и совершенствования, отражены в  п. 2.1 Указа № 113, в частности, это:

·             обеспечение высокого уровня торгового обслуживания населения, реализация в широком ассортименте продукции, в том числе комплектующих изделий, произведенной учредителями фирменных торговых предприятий, а также сопутствующих товаров, внедрение прогрессивных форм и методов организации торговли;

·             изучение покупательского спроса, подготовка предложений отечественным товаропроизводителям по обновлению ассортимента выпускаемых ими товаров, улучшению качества и повышению их конкурентоспособности;

·             организация предпродажной подготовки товаров, доставки их покупателям, сборки и установки, гарантийного и послегарантийного обслуживания, оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения.

Согласно  п. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон № 128-З) создание фирменных магазинов осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями товаров, либо субъектами торговли, получившими право продажи товаров конкретного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого товаропроизводителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

В дополнение к  Указу № 113  п. 3 ст. 18 Закона № 128-З также определено, что в фирменном магазине, фирменной секции помимо продажи товаров также обеспечиваются изучение покупательского спроса и подготовка предложений товаропроизводителям об обновлении ассортимента товаров, улучшении качества и повышении их конкурентоспособности.

В свою очередь, в соответствии с Типовым положением о фирменном магазине предприятия (объединения), утвержденным приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27.10.1998 № 138 (далее — Положение № 138), фирменным магазином считается розничное торговое предприятие:

·             учредителем (учредителями) которого является субъект (субъекты) хозяйствования, производящий(ие) товары народного потребления;

·             имеющее в ассортименте и объеме реализации удельный вес продукции учредителя фирменного магазина, а также других предприятий, вырабатывающих аналогичный ассортимент товаров, не менее 75 % — для непродовольственных магазинов и не менее 50 % — для продовольственных;

·             осуществляющее продажу сопутствующих и комплектующих изделий к реализуемым товарам;

·             расположенное в специально оборудованном помещении, отвечающем требованиям санитарных норм и правил (СНиП) для розничной торговли, с площадью торгового зала не менее 100 кв.м. В исключительных случаях исполнительные комитеты вправе исходя из ассортимента реализуемых товаров принимать решение о присвоении статуса «фирменный» магазину, площадь торгового зала которого менее 100 кв.м;

·             отвечающее требованиям Положения № 138.

Магазинам, отвечающим всем требованиям, указанным в Положении № 138, решениями местных органов исполнительной власти присваивается статус «фирменный магазин». Фирменный магазин вправе пользоваться фирменным наименованием при заключении договоров (контрактов), указывать его на вывесках, бланках, счетах, на упаковке, в рекламных текстах. Фирменный магазин имеет зарегистрированный в установленном порядке знак торгового обслуживания и фирменную одежду для персонала. Фирменный магазин может быть открыт предприятием-изготовителем как по месту нахождения учредителя, так и в других регионах республики, а также за ее пределами. Магазины, созданные предприятиями, производящими товары народного потребления, не получившие статус «фирменный», считаются ведомственной торговой сетью министерств, концернов, предприятий.

Фирменный магазин в своей деятельности руководствуется уставом (положением) магазина, положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 90-З), Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее — Правила № 703), нормативными актами Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ), исполнительных и распорядительных органов по вопросам государственного регулирования торговли, Положением № 138, а расположенный за пределами республики — также законодательством государства по месту нахождения магазина.

Следует отметить, что фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь (абз. 5 п. 5 Указа № 113).

Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667) разрешено предоставлять под строительство и обслуживание фирменных магазинов землю без аукциона во всех населенных пунктах, в случае если их владелец — производитель товаров (п. 7.15 Указа № 667). Однако в отдельных случаях областной исполнительный комитет вправе определить территорию, для которой аукцион обязателен (абз. 3 п. 8 Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков»).

В соответствии с п. 5 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703, ассортиментный перечень товаров не требуется при продаже товаров:

·             в магазинах, созданных изготовителем, в которых осуществляется продажа товаров такого изготовителя;

·             в магазинах, созданных субъектом торговли, имеющим право продажи товаров с использованием товарного знака (товарных знаков) либо фирменного наименования (фирменных наименований) изготовителя (изготовителей), в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), в которых осуществляется продажа товаров такого изготовителя (изготовителей).

Товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителями, согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина (абз. 3 п. 5 Указа № 113).

Следует также отметить, что в настоящее время действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения по продаже в фирменных магазинах сопутствующих товаров отечественного и иностранного производства. Вместе с тем при реализации сопутствующих товаров иностранного производства МАРТ рекомендует обеспечить наличие в продаже аналогичного ассортимента отечественных товаров (за исключением не вырабатываемых в Республике Беларусь).

При этом увеличение товарных ресурсов фирменных торговых предприятий осуществляется за счет выпуска учредителями этих предприятий товаров сверх объемов, предусмотренных к поставке в торговую сеть по заказам Министерства торговли, Белкоопсоюза, облисполкомов и Минского горисполкома (ч. 2 абз. 4 п. 5 Указа № 113).

Особенности формирования цен при осуществлении фирменной торговли товарами. Фирменный магазин, как правило, создается и действует в качестве юридического лица, осуществляет раздельный от иных видов деятельности его учредителей учет финансово-хозяйственных операций, связанных с деятельностью фирменного магазина (абз. 2 п. 5 Указа № 113).

В свою очередь, юридическое лицо имеет право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену на товар, если в отношении его в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование (ст. 12 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании») (далее — Закон № 255-З).

Методические подходы к формированию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занимающимися розничной торговлей, розничных цен на товары (продукцию), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, установлены в Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее — Инструкция № 111).

Действие Инструкции № 111 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих фирменную торговлю товарами (продукцией) на территории Республики Беларусь.

В соответствии с ч. 1 п. 11 Инструкции № 111 розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе осуществляющими фирменную торговли товарами, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Розничная цена — это цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, — юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (абз. 7 п. 3 Инструкции № 111).

Торговая надбавка — это надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении розничной торговли (абз. 6 п. 3 Инструкции № 111).

При реализации товаров, в отношении которых в настоящее время применяются свободные цены, то есть не осуществляется государственное регулирование цен, в том числе не установлено ограничение по уровню торговых (оптовых) надбавок, применение норм Инструкции № 111 для определения розничных цен на указанные товары, реализуемые розничными организациями из торговых объектов розничной торговли, носит рекомендательный характер. В этом случае розничным организациям следует руководствоваться положениями ст. 12 Закона № 255-З, в соответствии с которыми они имеют право самостоятельно устанавливать цены на эти товары. С учетом норм Закона № 255-З формирование розничных цен на товары (продукцию) в условиях свободной конкуренции осуществляется розничными организациями путем применения торговой надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров) или ценам приобретения в размерах, определяемых самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, покупательской способности потребителей, то есть без ограничений. При этом в большинстве случаев минимальный размер торговой надбавки, применяемой при реализации товаров, должен обеспечивать их безубыточную реализацию.

Свободная цена (тариф) — это цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (ст. 3 Закона № 255-З).

Учитывая приведенные нормы законодательства, рассмотрим порядок формирования розничных цен на товары, в том числе социально значимые, реализуемые через фирменные магазины, на примере.

 

Пример

Фирменный магазин «РыбТорг», расположенный на территории Республики Беларусь, осуществляет фирменную торговлю продовольственными товарами из рыбы, рыбо- и морепродуктов, а также реализует рыбные полуфабрикаты и другие продовольственные товары из рыбы, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь или произведенные учредителями, в том числе приобретенные у других поставщиков (организаций-изготовителей и импортеров).

Учредителями фирменного магазина «РыбТорг» являются субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие производство и импорт, а также обработку всех видов рыбы и рыбопродуктов (копчение, вяление, другие виды обработки).

Фирменный магазин «РыбТорг» 15.09.2020 приобрел у организаций-учредителей:

·            скумбрию свежемороженую в тушках с головой (далее — скумбрия свежемороженая);

·            икру лососевых рыб в герметичных упаковках (в банках нетто-массой 95 граммов).

 

Реализация продовольственных товаров из рыбы и рыбопродуктов фирменным магазином «РыбТорг» при продаже населению осуществляется с применением торговой надбавки в размере, определяемом самостоятельно с учетом сложившейся конъюнктуры рынка и ограничений, установленных законодательством.

Формирование розничных цен на продовольственные товары из рыбы и рыбопродуктов, применяемых фирменным магазином «РыбТорг» при их продаже населению, приведено в таблице.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:




Свежие статьи на портале

1. Разъяснение Минэкономики о начислении амортизации и проведении переоценки в 2021 году |

С 1 января 2021 г. начисление амортизации проводится в обычном порядке, проведение переоценки основных средств — по усмотрению организации. В 2020 году амортизацию разрешили не начислять для преодоления негативных последствий пандемии. Теперь срок действия такого права истек, в дальнейшем начисление амортизации производится в общеустановленном порядке.

2. НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг |

В связи с уточнением с 1 января 2021 г. порядка применения нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых транспортно-экспедиционных услуг Министерство по налогам и сборам письмом от 15.01.2021 № 2-1-10/00 сообщает.

3. Для физических лиц срок уплаты единого налога за январь 2021 года перенесен на 22.01.2021 |

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц за январь 2021 года исчисляется налоговым органом по новым (увеличенным) ставкам.

4. Транспортный налог с физических лиц |

С 2021 года физические лица, за которыми в ГАИ МВД Республики Беларусь зарегистрированы транспортные средства, будут уплачивать транспортный налог. Как именно?

5. О признании в 2021 году ИП плательщиками НДС |

С 2021 года в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее —– НК) индивидуальные предприниматели - плательщики подоходного налога с физических лиц признаются плательщиками НДС по реализации товаров на территории Республики Беларусь в следующих случаях:

6. Какие льготы обещают инвестирующим в Литве белорусским компаниям |

В соответствии с поправками к законам об инвестициях и занятости, компании должны взять на себя обязательство инвестировать в стране минимум 1,448 миллиона евро, создать не менее 20 рабочих мест и выплачивать хотя бы 1,5 средней заработной платы в конкретном самоуправлении. Компаниям, отвечающим этим критериям, будет проще переводить работников из Беларуси в Литву.

7. Таможенное оформление товаров. Что изменилось с 1 января при их ввозе из некоторых стран? |

Указом от 31.12.2020 № 510 установлены особенности документального подтверждения происхождения товаров, подпадающих под действие мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС и ввозимых из стран, образующих с Беларусью зоны свободной торговли согласно заключенным до 01.01.2015 международным договорам. При подтверждении непреференциального происхождения указанных товаров национальные импортеры получили право использовать декларации о происхождении товара — счет-фактуру (инвойс) либо другие коммерческие документы (ранее требовался сертификат о происхождении товара).

9. Белстат опубликовал коэффициенты переоценки ОС на 1 января 2021 года |

Белстат опубликовал коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств на 1 января 2021 года. Данные коэффициенты применяются организациями, которые приняли решение о проведении переоценки объектов имущества на 1 января 2021 г. (переоценка на 01.01.2021 не является обязательной) и выбрали для этого индексный метод.