Расширено регулирование цен на социально значимые товары |
На сегодняшний день на фоне продолжающегося роста мировых цен на продовольствие в Беларуси также наблюдается ускорение годового прироста потребительских цен. В связи с этим Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь своим постановлением от 01.06.2021 № 40 «О регулировании цен на социально значимые товары» (далее — Постановление № 40) с 09.06.2021 расширило государственное регулирование цен на ряд товаров, включенных в перечень социально значимых товаров (п. 1, 4 Постановления № 40).
Продление ценового регулирования направлено прежде всего на предупреждение завышения цен на жизненно важные продукты питания при их установлении и обеспечение доступности этих продуктов для населения.
Национальным законодательством закреплено право продлевать срок государственного регулирования цен на товары, включенные в перечень социально значимых товаров, не более чем на 90 дней в течение одного года (п. 82 приложения 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе; п. 1.5, 11 постановления Совета Министров от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь») (далее — Постановление № 35).
Полномочия по регулированию цен на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров, приведенному в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее –– Указ № 72), предоставлены МАРТ.
Перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержден Постановлением № 35.
Срок действия Постановления № 40 ограничен 90 днями — до 06.09.2021 включительно (п. 1, 4 Постановления № 40). В связи с этим с 9 июня 2021 г. реализация социально значимых товаров производится по отпускным (розничным) ценам, сформированным с учетом требований этого нормативного правового акта.
Ограничения при формировании цен, установленные Постановлением № 40
Нормами п. 2 Постановления № 40 определено, что формирование цен на социально значимые товары, реализуемые на территории Республики Беларусь, производится юридическими лицами и ИП с учетом конъюнктуры рынка, но не выше ограничений, предусмотренных п. 1.1 и 1.2 Постановления № 40.
Для производителей установлено пороговое значение предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на социально значимые товары по перечню, указанному в п. 1 Постановления № 40 (п. 1.1 Постановления № 40).
Производитель –– юридическое лицо или ИП, осуществляющие производство товаров, выполнение работ, оказание услуг или являющиеся собственниками товара, произведенного по договору подряда (абз. 2 п. 3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111) (далее –– Инструкция № 111).
Отпускная цена –– цена, устанавливаемая производителем на произведенный (в том числе произведенный по договору подряда) товар, а также импортером на ввезенный им в республику товар для дальнейшей его реализации (абз. 4 п. 3 Инструкции № 111).
Предельный норматив рентабельности –– устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах (абз. 11 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»).
В свою очередь, ограничение предельного максимального норматива рентабельности, используемого производителями для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на товары по перечню, указанному в п. 1 Постановления № 40, установлено в размере фактического уровня рентабельности реализованной продукции, в размере:
· фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося за 2020 год по соответствующей товарной позиции, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 1.1 Постановления № 40 (абз. 2 п. 1.1 Постановления № 40);
· 10 % — в случае если фактический уровень рентабельности реализованной продукции за 2020 год по соответствующей товарной позиции составил менее 10 % (абз. 3 п. 1.1 Постановления № 40).
Конкретную величину предельного максимального норматива рентабельности каждый субъект хозяйствования, осуществляющий производство социально значимых товаров, определяет самостоятельно. Для этого нужно определить фактический уровень рентабельности реализованных товаров, сложившийся по соответствующей товарной позиции. В зависимости от полученного результата определяется предельный максимальный норматив рентабельности по соответствующей товарной позиции (см. табл. 1):
Таблица 1
Предельные максимальные нормативы рентабельности
Фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся за 2020 год по соответствующей товарной позиции, % |
Предельный максимальный норматив рентабельности по соответствующей товарной позиции, % |
10 и более |
Принимается в размере фактического уровня рентабельности, сложившегося за 2020 год по соответствующей товарной позиции |
Менее 10 |
Принимается в размере 10 |
В связи с указанным при составлении плановой калькуляции по расчету отпускной цены на социально значимые товары по перечню, указанному в п. 1 Постановления № 40, целесообразно дополнительно осуществлять расчет фактической себестоимости с включением в нее всех затрат, которые были учтены при определении плановой себестоимости этих товаров для целей ценообразования, и на ее основе определять расчетный уровень рентабельности. В случае возможного несоблюдения установленного п. 1.1 Постановления № 40 ограничения необходимо пересмотреть плановую калькуляцию. При этом периодичность пересмотра сформированных отпускных цен на продукцию устанавливается производителями самостоятельно.
Округление отпускной цены на указанные социально значимые товары должно осуществляться производителем таким образом, чтобы рентабельность реализованной продукции не превышала ее предельного уровня, установленного Постановлением № 40.
Обращаем внимание, что при формировании отпускных цен на произведенные социально значимые товары по перечню, указанному в п. 1 Постановления № 40, производители — юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен на них. Данная норма не распространяется на:
· юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
· юридические лица, применяющие установленные в соответствии с законодательством фиксированные цены (тарифы);
· крестьянские (фермерские) хозяйства;
· юридические лица при реализации произведенной ими сельхозпродукции;
· юридические лица при реализации товаров на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (п. 2.11 Указа № 72).
Требование подтверждать регулируемые отпускные цены на товары, устанавливаемые производителями, экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и проч.) содержится и в п. 6 Инструкции № 111.
Экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень цен, утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или ИП и хранятся на бумажных носителях. При этом ИП, а также юридическим лицам, применяющим УСН, утверждать подобные экономические расчеты не обязательно (ч. 1 п. 8 Инструкции № 111).
Для импортеров установлены предельные максимальные надбавки импортера, оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на социально значимые товары, ввезенные в Республику Беларусь, по перечню, приведенному в абз. 2 и 3 п. 1.2 Постановления № 40, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики и (или) реализуемые на территории республики (п. 1.2 Постановления № 40), в размере, указанном в табл. 2.
Предельные максимальные надбавки, применяемые импортерами при формировании отпускных цен на ввезенные социально значимые товары, установлены на таком же уровне, как и максимальные оптовые надбавки для оптового звена, максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) для розницы, применяемые импортерами, которые одновременно с ввозом осуществляют оптово-розничную торговлю ввозимыми социально значимыми товарами (п. 1.2 Постановления № 40).
Такое решение принято для ограничения негативного влияния роста цен на продовольственные товары на внешних рынках, и прежде всего на товары, которые в Беларуси не производятся или производятся в недостаточном количестве.
Для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, также установлены предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки), применяемые при установлении регулируемых розничных цен (цен оптовой продажи) на социально значимые товары, реализуемые на территории республики по перечню, указанному в абз. 2 и 3 п. 1.2 Постановления № 40, размер которых приведен в табл. 2.
Розничная цена –– цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, –– юридическим лицам, ИП (абз. 7 п. 3 Инструкции № 111).
Цена оптовой продажи –– цена товара (продукции) несобственного производства без его видоизменения, реализуемого продавцом покупателю крупными партиями с целью его последующей перепродажи или использования (ч. 1 абз. 17 п. 2 Методики по расчету сводного индекса цен и средних цен оптовых продаж товаров (продукции), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 18.12.2020 № 117).
В этом случае размеры предельных максимальных оптовых надбавок и предельных максимальных торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) совпадают.
Таблица 2
<...>