Формирование отпускных цен на импортные строительные материалы |
Строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее — бюджетные средства), а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), включены в Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 (далее — Перечень № 72 и Указ № 72 соответственно).
Методологические подходы к установлению и применению регулируемых отпускных цен на товары, в том числе строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные импортерами на территорию Республики Беларусь, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, определяются положениями Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее — Инструкция № 111).
Так, в соответствии с п. 5 Инструкции № 111 отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактной цены, расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем поставляемых товаров согласно договору); расходов на страхование груза; транспортных расходов, связанных с приобретением товара; иных расходов, связанных с выполнением предусмотренных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).
В свою очередь, постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017№ 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия и конструкции» (далее — Постановление № 13) установлены ограничения, применяемые при формировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Они касаются субъектов хозяйствования всех форм собственности, в том числе импортеров, а также организаций, которые используют строительные материалы, изделия, конструкции при строительстве объектов.
Так, п. 2 Постановления № 13 определено, что отпускные цены на строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные на территорию Республики Беларусь и реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из контрактной цены, расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), расходов на страхование груза, транспортных расходов, связанных с приобретением товара, и предельной максимальной надбавки в размере 10% от контрактной цены.
Письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-02/3916 (далее — письмо № 04-3-02/3916) разъяснено, что п. 3 Постановления № 13 распространяет действие на строительные материалы, изделия и конструкции, используемые при строительстве объектов, финансируемых из источников, установленных Указом № 72, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен на товары, которые включены в Перечень № 72. Данное требование не распространяется на:
· юридические лица, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;
· юридические лица, применяющие установленные в соответствии с законодательством фиксированные цены (тарифы);
· крестьянские (фермерские) хозяйства;
· юридические лица при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
· юридические лица при реализации товаров на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
Необходимость подтверждения отпускных цен, устанавливаемых производителями, экономическими расчетами также определена п. 6 Инструкции № 111.
Отпускные цены (тарифы), обоснованные экономическими расчетами, устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем и подтверждаются документом.
Реализация юридическими лицами — импортерами, поставщиками строительных материалов юридическим лицам, выполняющим строительные работы, по регулируемым отпускным ценам должна осуществляться на основании договоров купли-продажи (поставки) с указанием в них цели их приобретения на строительство объектов, указанных в п. 1.1 Постановления № 13, и источников финансирования (ч. 9 письма № 04-3-02/3916).
При необходимости включения в предпроектную (прединвестиционную) и проектную документацию при возведении, реконструкции и реставрации объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, применения импортных строительных материалов и оборудования1 осуществляется оценка обоснованности их применения при расчетной (сметной) стоимости строительства объектов:
· до 50 млрд руб. включительно в текущих ценах — Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
· свыше 50 млрд руб. в текущих ценах — Республиканской комиссией по рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов и оборудования, созданной в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 № 992.
При реализации импортных строительных материалов для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет средств, не являющихся бюджетными, импортерам следует руководствоваться положениями Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-З). В этом случае юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить свободные цены на эти материалы, если в отношении них в соответствии с действующим законодательством не применяется регулирование цен (тарифов) (ст. 12 Закона № 255-З). Дополнительно к положениям Закона № 255-З при реализации таких товаров также необходимо руководствоваться условиями договоров купли-продажи (поставки), при исполнении которых расчеты сторон осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства (п. 1 ст. 394 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Порядок округления отпускных цен определяется импортерами самостоятельно (п. 8 разъяснения Министерства торговли Республики Беларусь от 25.03.2016 № 03-16/257к «Об округлении цен (тарифов)» (далее — разъяснение № 03-16/257к)).
Пример
Организация-импортер «И» 13.07.2018 ввезла из Польши 40 т шпатлевки фасадной «ACRYL-PUTZ» (код ТН ВЭД ЕАЭС — 3214 10 900 0) фасованной, упакованной в потребительскую упаковку2 развесом 20 кг (далее — шпатлевка). Контрактная цена на шпатлевку установлена в размере 260 евро за 1 т. Таможенная стоимость шпатлевки составила 25 820 руб. (условная величина: заявлена в декларации таможенной стоимости).
Согласно внешнеторговому договору шпатлевка ввезена в Республику Беларусь на условиях EXW (франко-завод), то есть самовывоз с привлечением сторонней транспортной организации, и помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (свидетельство от 13.07.2018 № 1417).
При ввозе шпатлевки на таможенную территорию Республики Беларусь организация уплатила:
· ввозную таможенную пошлину в размере 5%;
· сбор за совершение таможенных операций в размере 120 руб.;
· налог на добавленную стоимость (далее — НДС) по ставке 20%.
Согласно договору на транспортное обслуживание, заключенному организацией-импортером «И» со сторонней транспортной организацией, стоимость услуг по доставке шпатлевки со склада польской организации-производителя на склад, определенный импортером на территории Республики Беларусь, равна 2 676 руб., в том числе НДС — 446 руб.
Расходы по страхованию груза составили 106 руб. без НДС (условно).
Иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте шпатлевки, — 628 руб. без НДС (условно).
Официальный курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату:
· представления таможенной декларации на помещение продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (13.07.2018), — 2,3012 руб. за 1 евро;
· формирования отпускной цены (16.07.2018), — 2,2898 руб. за 1 евро. Шпатлевка ввезена организацией-импортером «И» для дальнейшей реализации строительным и другим организациям-покупателям.
В соответствии с договором купли-продажи (поставки) от 16.07.2018 № 124 (условно) организация-импортер «И» реализовала шпатлевку строительной организации «С»:
· 20 т для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
· 20 т для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств, включая средства иностранных инвесторов.
Формирование отпускной цены на шпатлевку иностранного производства (код ТН ВЭД ЕАЭС — 3214 10 900 0) фасованную, упакованную в потребительскую упаковку развесом 20 кг, применяемой организацией-импортером «И» при ее реализации строительной организации «С» для использования в строительстве объектов, финансируемых как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных из иных источников (не бюджетных средств), осуществляется с учетом следующих особенностей.
1. В соответствии с нормами национального законодательства шпатлевка иностранного производства, реализуемая для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, включена в Перечень № 72, в отношении данного товара осуществляется государственное регулирование цен. В связи с этим при формировании отпускной цены на шпатлевку организация-импортер «И» обязана составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень такой цены. При этом суммы расходов, включаемые в цену на шпатлевку, должны быть подтверждены документально либо обоснованы расчетами, если уплата по ним отсрочена.
При этом у организации-импортера «И» нет обязанности составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых цен на шпатлевку, реализуемую строительной организации «С» для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет средств, полученных из иных источников (не бюджетных средств), цены на которую на сегодняшний день не регулируются в соответствии с Указом № 72.
С учетом изложенного расчет отпускной цены на шпатлевку польского производства, реализуемую организацией-импортером «И», может выглядеть следующим образом.
<...>