Проблемные вопросы дооценки товаров в опте и в рознице |
В частности, п. 16 ст. 1 Закона № 128-З предусмотрено, что оптовая торговля — это вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Пунктом 1 ст. 394 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 6 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-З) установлено, что в Республике Беларусь на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы). Исключение из этого правила составляют случаи установления регулируемых цен (тарифов), предусмотренные этим же Законом.
Такие случаи приведены в ст. 7 Закона № 255-З. В частности, регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются:
· на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий;
· на услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий;
· отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), приведен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».
Конкретные перечни социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, приведены в приложениях к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Таким образом, при реализации товаров по свободным ценам, то есть товаров, по которым не осуществляется государственное регулирование цен, в том числе не установлено ограничение по уровню надбавок (наценок), цена договора считается установленной соглашением сторон.
Законодательство Республики Беларусь в области торговли не предусматривает возможности дооценки товаров организациями оптовой торговли, например, до цен последнего приобретения товаров, однако и не запрещает делать это.
Все еще действующие на сегодняшний день Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 № 74 (далее — Методические рекомендации № 74), не являются нормативным правовым актом, следовательно, носят рекомендательный характер.
Подпункт 3.1.12.2 данных Методических рекомендаций, кстати, позволяет производить дооценку товаров организациями оптовой торговли, но только юридическими лицами, осуществляющими оптовую торговлю, и только товарами народного потребления:
· до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров, сформированных юридическими лицами и ИП согласно законодательству;
· до уровня цен товаропроизводителей на момент реализации этих товаров, в отношении которых осуществляется регулирование цен согласно законодательству.
Первое правило можно понимать так: до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров, если эти цены сформированы согласно законодательству. А можно и так: до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров, сформированных юридическими лицами и ИП, если дооценка разрешается законодательством.
Второе правило понимается однозначно: дооценка до уровня цен товаропроизводителей на момент реализации этих товаров, если регулирование цен на эти товары осуществляется в соответствии с законодательством.
Трудно понять, конечно, что означают слова «согласно законодательству». Предположим, однако, что дооценка товаров должна производиться тогда, когда она разрешена на законодательном уровне.
Образовавшиеся суммы дооценки рекомендовано направлять субъектами хозяйствования на пополнение собственных оборотных средств.
Что касается направления суммы дооценки на пополнение собственных оборотных средств, то отражение подобным образом этой хозяйственной операции будет противоречить как законодательству по бухгалтерскому учету, так и налоговому законодательству, поскольку уменьшает прибыль организации.
Между прочим, согласно п. 3.34 ст. 174 Налогового кодекса Республики Беларусь в состав внереализационных доходов включаются лишь суммы производимой в установленном порядке дооценки товаров в розничной торговле и общественном питании до цен на вновь поступивший товар. Такие доходы отражаются не позднее даты их получения.
Однако есть ли у организаций какая-то необходимость производить дооценку товаров, даже если такая дооценка разрешена законодательством? Скорее, нет, чем да. Объясняется это тем, что суммы дооценки должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете непосредственно в момент совершения операции, то есть по получении результатов дооценки.
Как отмечено ранее, цена товара устанавливается соглашением сторон. То есть при реализации одного и того же товара цена может быть установлена как на вновь поступивший товар с учетом оптовой надбавки.
Рассмотрим следующие примеры.
Пример 1
В организации числится товар по цене 100 руб. за единицу (ДЕБЕТ 41-1 — КРЕДИТ 60). Цена вновь прибывшего товара — 110 руб. за единицу (ДЕБЕТ 41-1 — КРЕДИТ 60).
При реализации обеих единиц товара по цене 120 руб. (с учетом оптовой надбавки) доход организации составит 30 руб. (120 · 2 – 100 – 110). Возникшие хозяйственные операции также будут отражены в бухгалтерском учете: ДЕБЕТ 62 — КРЕДИТ 90-1, ДЕБЕТ 90-4 — КРЕДИТ 41.
Таким образом, и в том и в другом случае сумма дохода будет отражена в момент его признания, но дата отражения операций может отличаться значительно, даже различными отчетными периодами. Это означает, что если отразить в бухгалтерском учете результаты дооценки непосредственно в момент получения дохода, то это приведет к улучшению финансовых результатов организации непосредственно в конкретном отчетном периоде.
А если дооценку не производить вовсе, но отпускную цену установить на уровне цены вновь поступившего товара, то доход будет возникать непосредственно при реализации (признании выручки от реализации) товара.
А вот организации розничной торговли и общественного питания имеют возможность производить дооценку остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров на законодательном уровне. Такое право предоставлено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 17.07.1995 № 375. При этом сумма разницы в ценах должна быть отнесена на результаты хозяйственной деятельности (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 90-7).
Определение термина «товары народного потребления», на который так любят ссылаться нормотворческие органы и организации, найти в нормативных правовых актах весьма непросто. Если понимать дословно, то товары народного потребления — это продукция промышленного и сельскохозяйственного производства (продовольственные и непродовольственные товары), предназначенная для личного и семейного потребления.
Поэтому все то, что продается в рознице, можно смело называть товарами народного потребления, чего нельзя сказать в отношении оптовой торговли.
Пример 2
В организации числится товар по цене 100 руб. за единицу (ДЕБЕТ 41-1 — КРЕДИТ 60). При передаче его в розницу (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 41-1) в стоимость товара включается сумма торговой наценки (100 · 20 / 100) 20 руб. (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 42) и налога на добавленную стоимость в сумме ((100 + 20) · 20 / 100) 24 руб. (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 42).
Сформированная розничная цена товара составляет 144 руб. (100 + 20 + 24).
Пример 3
Цена вновь прибывшего такого же товара составляет 110 руб. (ДЕБЕТ 41-1 — КРЕДИТ 60). При передаче его в розницу (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 41-1) в стоимость товара включается сумма торговой наценки (110 · · 20 / 100) 22 руб. (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 42) и налога на добавленную стоимость в сумме ((110 + 22) · 20 / 100) 26,4 руб. (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 42).
Сформированная розничная цена вновь поступившего товара составляет 158,4 руб. (110 + 22 + 26,4).
Есть ли разница, если для доведения прежней розничной цены (144 руб.) дооцененного товара до новой розничной цены (158,4 руб.) мы увеличим и сумму торговой надбавки, которая составит те же 20 %, но уже 22 руб., и налог на добавленную стоимость в размере тех же 20 %, но в сумме, равной 26,4 руб.? И все это нужно отразить в бухгалтерском учете (ДЕБЕТ 41-2 — КРЕДИТ 42).
Попробуем не увеличивать сумму торговой надбавки и налога на добавленную стоимость, а отразить в бухгалтерском учете все возникающие хозяйственные операции по реализации товара по новой цене на прежних условиях пошагово:
<...>