Особенности оплаты труда водителей |

Квалификационная характеристика профессии «водитель автомобиля», по которой установлена тарификация работ с 4-го по 7-й разряд в зависимости от категории механического транспортного средства, которым будет управлять работник, определена в §1а раздела «Автомобильный и городской электрический транспорт» выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее — Выпуск 52 ЕТКС).
В соответствии с определенной характеристикой основной трудовой обязанностью водителя является управление автомобилями, отнесенными к одной из категорий механических транспортных средств: «B», «BE», «C», «CE», «D», «DE», а также управление специальными установками и оборудованием, установленными на автомобиле.
В зависимости от вида управляемого транспортного средства в Выпуске 52 ЕТКС определен разряд водителей (см. табл. 1).
Таблица 1
Категория механического транспортного средства, управление которым осуществляется |
Разряд |
B либо BE |
4-й |
C либо CE, кроме грузовых автомобилей (автопоездов) грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — суммарно по автомобилю и прицепу) |
5-й |
D либо DE — автомобили МЧС, предназначенные для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, скорой (неотложной) медицинской помощи |
6-й |
CE — грузовые автомобили (автопоезда) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) |
7-й |
В соответствии с п. 2 примечаний к тарифно-квалификационной характеристике водителю может присваиваться соответствующий класс. Требования для присвоения классов:
· для присвоения 2-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее двух лет и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних двух лет работы;
· для присвоения 1-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее одного года и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних трех лет работы.
Порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в локальных нормативных правовых актах (ЛНПА).
Исходя из анализа норм Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», а также Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (далее — Рекомендации № 67), тарифная ставка (оклад) водителя может быть установлена:
· на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС);
· на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной нанимателем и утвержденной в организации (далее — ТС);
· без применения ЕТС (ТС).
Следует помнить, что заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается.
Расчет зарплаты на основе ЕТС
В соответствии с п. 9 Рекомендаций № 67 при формировании размеров тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС наниматель может:
· осуществлять распределение водителей по тарифным разрядам ЕТС согласно приложению 1 к Рекомендациям № 67;
· определять тарифные ставки (оклады) работников путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности) (разд. 4 приложения 3 к Рекомендациям № 67) и на коэффициент повышения (заметим, для водителей автомобилей коэффициент повышения не установлен);
· устанавливать водителям с учетом финансового состояния организации повышение их тарифных ставок (окладов) до 300% включительно.
Кроме этого, при заключении с водителем контракта предусмотрена дополнительная мера: его тарифная ставка в соответствии с п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29) может быть повышена до 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством.
При этом нанимателю дано право исчислять повышения, предусмотренные законодательством, по каждому основанию отдельно и суммировать их с тарифными ставками (окладами), образуя окончательный размер сдельных расценок, тарифных ставок (окладов).
В случае необходимости в организации может быть установлено несколько тарифных ставок первого разряда. Запрета на это законодательство не содержит.
Следует учитывать, что согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при определении тарифных ставок водителей автомобилей исходя из тарифных коэффициентов ЕТС наниматель не должен допустить снижения их заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы, исчисленной исходя из кратного размера тарифной ставки первого разряда.
Пример 1
Водитель 5-го разряда работает на автомобиле-фургоне, грузоподъемность которого составляет 5 тонн. Действующая ставка первого разряда в организации — 400 руб. При заключении контракта с этим водителем было предусмотрено повышение тарифной ставки на 35% (п. 2.5 Декрета № 29). Тарифный коэффициент, соответствующий 5-му разряду, — 1,73 (приложение 1 к Рекомендациям № 67), кратный размер тарифной ставки первого разряда для водителя автомобиля-фургона грузоподъемностью от 3 до 5 тонн — 2,22 (приложение 3 к Рекомендациям № 67).
Месячная ставка работника, рассчитанная исходя из тарифного коэффициента, составит 934,2 руб. (400 руб. × 1,73 × 1,35). При той же тарифной ставке первого разряда и том же размере повышения по контракту месячная ставка, исходя из кратного размера, составит: 1198,8 руб. (400 руб. × 2,22 × 1,35).
Чтобы не допустить снижения заработной платы водителя, наниматель установил ему за характер выполняемой работы повышение тарифной ставки на 39%. В результате такого повышения месячная ставка водителя составила 1204,08 руб. (400 руб. × 1,73 + 400 руб. × 1,73 × 0,39 + 400 руб. × 1,73 × 0,35).
Расчет зарплаты на основе ТС
В соответствии с п. 10 Рекомендаций № 67 при формировании системы оплаты труда на основе ТС наниматель может устанавливать другое количество разрядов и, соответственно, иные тарифные коэффициенты по сравнению с ЕТС. При этом в собственно разработанной ТС наниматель может тарифные разряды максимально приблизить к кратным размерам тарифной ставки первого разряда. При применении ТС наниматель вправе при определении тарифных ставок водителей предусмотреть их повышение в соответствии с финансовыми возможностями организации (ч. 2 п. 10 Рекомендаций № 67).
Пример 2
Водитель 5-го разряда работает на автомобиле-фургоне, грузоподъемность которого составляет 5 тонн. Действующая ставка первого разряда в организации — 400 руб. При заключении контракта с этим водителем было предусмотрено повышение тарифной ставки на 35% (п. 2.5 Декрета № 29). Тарифный коэффициент, соответствующий 5-му разряду в соответствии с разработанной в организации системой ТС, — 2,1. Месячная ставка работника, рассчитанная исходя из установленного тарифного коэффициента, составит 1 134 руб. (400 руб. × 2,1 × 1,35).
Расчет зарплаты без применения ЕТС (ТС)
В соответствии с п. 1 Рекомендаций № 67 определение размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) может устанавливаться нанимателем:
· в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
· в процентном отношении от суммы заключенной внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации;
· путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов);
· с использованием:
· системы оплаты труда работников на основе оценки сложности труда (грейдирования);
· иных систем оплаты труда работников, разработанных специалистами организации или предложенных организациями науки и научного обслуживания, ведущими прикладные практические исследования и разработки в данной сфере;
· передового международного опыта.
Установление фиксированных тарифных ставок (окладов) — наиболее простой способ расчета заработной платы водителя, но с точки зрения мотивации и заинтересованности водителей в повышении производительности труда и финансовых показателей организации данный порядок оплаты труда, по мнению автора, малоэффективен.
Для коммерческих организаций при определении условий оплаты труда без применения ЕТС (ТС) необходимо руководствоваться Рекомендациями по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104 (далее — Рекомендации № 104).
Так, например, суть системы оплаты труда на основе «плавающих» окладов определена в п. 3.3 Рекомендаций № 104. Данная система предусматривает установление нанимателем размеров тарифных ставок (окладов) в текущем месяце по итогам работы за предыдущий месяц с учетом личного вклада каждого конкретного работника в результаты труда. Критерии, в соответствии с которыми определяется конкретный размер оклада в текущем месяце, устанавливаются в ЛНПА. Критерии определяют зависимость заработка работников от результатов их работы, прибыли, полученной организацией, и суммы денежных средств, которая может быть направлена на выплату заработной платы. Система «плавающих» окладов предполагает, что каждый раз в конце месяца по результатам труда за расчетный месяц для каждого работника с учетом установленных критериев формируется новый должностной оклад на следующий месяц. На основании результатов оценки критериев руководитель организации по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, полугодие и т.д.) издает приказ о размере оплаты труда за отчетный период с учетом установленных критериев.
<...>