Применение норм расхода топлива в связи с наступлением холодов |
В связи с наступлением холодов многие организации, имеющие автомобили, задаются вопросами о возможности повышения нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей.
Правильно применять нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей с учетом изменений норм законодательства, произошедших в последнее время, поможет данная статья.
При налогообложении прибыли учитываются как нормируемые затраты на оплату стоимости топлива и электрической энергии для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (п. 1.21 ст. 171 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).
Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются руководителями организаций самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (п. 1.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива»).
Таким образом, нормы расхода топлива, их возможные понижения, повышения в зависимости от условий эксплуатации определяются руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.
Для этих целей можно применять понижения и повышения норм расхода топлива, предусмотренные в Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141), но это не обязательно, в том числе и для целей налогообложения прибыли. Организация может применять подход, предусмотренный в Инструкции № 141, либо иной подход (в том числе и иной размер повышений (понижений) норм расхода топлива, иные условия для применения повышений (понижений) норм расхода топлива).
В Инструкции № 141 сказано, что повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:
· механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10 %. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.), данное повышение не применяется (п. 10.1 Инструкции № 141);
· автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь — по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), — не более 35 % (п. 10.5 Инструкции № 141).
Для целей Инструкции № 141 зимние условия эксплуатации — это эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха ниже 0 °C (п. 3 Инструкции № 141).
Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141 (абз. 1 п. 8 Инструкции № 141).
Право на применение нормы расхода (повышения) топлива в зимних условиях эксплуатации следует обосновать в порядке, приведенном в Инструкции № 141, либо ином разработанном организацией порядке.
Если по решению руководителя организация применяет повышение норм расхода топлива в зимних условиях эксплуатации в порядке, предусмотренном в Инструкции № 141, то результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141.
Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха выглядит следующим образом:
ЖУРНАЛ
регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха
Наименование организации ООО «АВТО»
Дата |
Время |
Автомобиль (регистрационный, гаражный или инвентарный номер) |
Температура окружающего воздуха, °C |
Особые метеорологические условия |
Фамилия, имя, отчество ответственного лица |
Подпись |
01.11.2021 |
08:00 |
7797 КР-5 |
–3 °C |
— |
Новик А. Г. |
Новик |
01.11.2021 |
10:30 |
8888 КР-5 |
–1 °C |
— |
Новик А. Г. |
Новик |
01.11.2021 |
12:00 |
3214 КР-5 |
+4 °C |
— |
Новик А. Г. |
Новик |
01.11.2021 |
14:30 |
4658 КР-5 |
+7 °C |
— |
Новик А. Г. |
Новик |
Иной порядок может быть, например, следующим: определять отрицательную температуру при маршруте движения в рамках населенного пункта на конкретную дату не на время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием, а производить несколько замеров в течение рабочего дня и возможность применения зимних норм расхода топлива определять на основании средней величины температуры окружающего воздуха (либо если в течение рабочего дня при всех замерах наблюдается отрицательная температура окружающего воздуха); применять иные варианты. Кроме этого организация может уточнить определение зимних условий эксплуатации, например признавать такими условиями эксплуатации не только эксплуатацию автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха ниже 0 °C, но и условиях температуры окружающего воздуха равной 0 °C. Для определения температуры окружающего воздуха организация может применять как журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха (согласно приложению к Инструкции № 141), так и иной документ (например, журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха по разработанной организацией форме, используемый организацией транспортный документ, и др.).
Пример 1
В октябре 2021 г. на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию в г. Витебске наблюдалась отрицательная температура окружающего воздуха, что подтверждается измерениями, зафиксированными в журнале регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха, который ведется организацией. Согласно решению руководителя организация применяет повышение норм расхода топлива в зимних условиях эксплуатации в порядке, предусмотренном в Инструкции № 141.
Организация имеет право на применение повышения линейной нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации.
Пример 2
Согласно решению руководителя организация применяет повышение норм расхода топлива в зимних условиях эксплуатации на 10 %, проводя в течение рабочего дня два замера температуры окружающего воздуха (на дату выпуска транспортного средства на линию и в промежутке 13:00 — 14:00), фиксируя их в журнале регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха, который ведется организацией. В случае, если в течение рабочего дня при обоих замерах наблюдается отрицательная температура окружающего воздуха, то повышение норм расхода топлива в зимних условиях эксплуатации применяется, в противном случае — не применяется.
На дату выпуска транспортного средства на линию температура окружающего воздуха была –3 °C, в 13:00 при втором замере температура окружающего воздуха составила +6 °C.
Организация имеет право на применение повышения линейной нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации.
В данном случае повышение линейной нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации не производится.
Отметим, что применительно к нормам Инструкции № 141 рассматриваемое повышение не связано с конкретным периодом времени и не требует отслеживания установившихся отрицательных среднесуточных температур в течение какого-либо периода времени.
Если организация будет применять повышения норм расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей в размере большем, чем предусмотрено в Инструкции № 141, то напомним, что затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).
Поэтому, по мнению автора, при установлении руководителем такого повышения целесообразно подтверждать его, например, собственными замерами.
<...>