Можно ли суммы материальной помощи учитывать в составе затрат на производство? |
Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор
В соответствии с п. 2.7 Условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности организации), утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее — Постановление № 6), руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5% планового фонда заработной платы штатных работников.
Как должен формироваться фонд оплаты труда, рассчитываться его экономия, а затем — каким образом отразить эти операции в бухгалтерском учете организации?
Можно ли суммы оказанной материальной помощи учитывать в составе затрат на производство?
Начисляются ли обязательные страховые взносы в ФСЗН на сумму данной материальной помощи и удерживается ли с нее подоходный налог?
Частично ответы на данные вопросы можно найти в письме Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2004 № 04-1-9/198 «О разъяснении о порядке планирования фонда оплаты труда и расчета экономии» (далее — письмо № 04-1-9/198).
Согласно п. 3.1 раздела I письма № 04-1-9/198 плановые средства на заработную плату в расчете на месяц формируются из:
· должностных окладов и тарифных ставок (окладов), рассчитанных с учетом корректирующих коэффициентов;
· надбавок за классные чины (классы служащих государственного аппарата, дипломатические ранги, классные чины прокурорских работников, оклады по персональным и воинским званиям, квалификационные классы);
· надбавок за особые условия государственной службы. Средства на установление надбавок планируются в зависимости от класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания, предусмотренных в установленном порядке по занимаемой должности;
· надбавок за выслугу лет к расчетным должностным окладам;
· надбавок водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов за классность;
· надбавок за сложность и напряженность труда работникам (кроме рабочих), осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим деятельность государственных органов в размере до 10% суммы их окладов;
· персональных надбавок должностным лицам, назначенным Президентом Республики Беларусь на должность в государственные органы;
· надбавок к должностным окладам работникам режимно-секретных, шифровальных и мобилизационных органов;
· сумм повышения должностных окладов молодых специалистов — выпускников БГУ, БГПА, БГЭУ, БГПУ, закончивших эти учебные заведения с отличием или получивших степень бакалавра (магистра) и работающих по распределению в государственных органах, финансируемых из республиканского или местных бюджетов;
· сумм повышения тарифных окладов (ставок) рабочим и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, за стаж работы в отрасли;
· сумм повышения тарифных окладов водителей служебных легковых автомобилей и автобусов особо малого (малого) классов, имеющих до 15 мест для сидения (включая место водителя), обслуживающих государственные органы, в размерах до 20% — в г. Минске и до 15% — в других городах (районах);
· доплат за работу в ночное время и оплаты за работу в праздничные и выходные дни;
· доплат за ненормированный рабочий день водителям служебных легковых автомобилей в размере до 50% их тарифных окладов за отработанное время;
· доплат за особый характер работы водителям автобусов особо малого (малого) классов, имеющих до 15 мест для сидения (включая место водителя), обслуживающих государственные органы, в размере до 50% их тарифных окладов за отработанное время;
· доплат государственным служащим, имеющим ученую степень кандидата и доктора наук, в размерах соответственно 5% и 10% расчетного должностного оклада, а также доплат за ученые звания академикам и членам-корреспондентам Национальной академии наук Беларуси, основным местом работы которых являются государственные органы, в размере 10 и 15 базовых величин соответственно;
· сумм выплат при замене отсутствующих работников, когда в соответствии с законодательством за ними сохраняется средняя заработная плата и в это время требуется выполнение их обязанностей;
· средств на заработную плату внештатных работников (не состоящих в штате государственного органа и привлекаемых для выполнения работ на договорных началах). Определяются расчетным путем исходя из производственной необходимости;
· других надбавок, повышений, доплат, предусмотренных законодательством.
Экономия по фонду оплаты труда исчисляется как разница между плановыми средствами на заработную плату работников за соответствующий месяц и фактически начисленными суммами за этот же период.
<...>