Списание мягкого инвентаря |

К мягкому инвентарю относятся отдельные предметы в составе оборотных средств согласно требованиям п. 4.1–4.5 Инструкции по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.04.2004 № 63 (далее — Инструкция № 63), а именно:
· белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
· постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, полотенца и т.п.);
· одежда и обмундирование, включая спецодежду (в состав спецодежды входят и предохранительные приспособления);
· обувь, включая специальную;
· спортивная одежда и обувь.
Мягкий инвентарь приходит в негодность после нормативного срока использования и в дальнейшем в организации не эксплуатируется, то есть подлежит списанию.
Рекомендуемые нормативы обеспечения мягким инвентарем для бюджетных организаций разрабатываются отраслевыми министерствами, в ведении которых находятся бюджетные организации.
При списании мягкого инвентаря образуется ветошь, которая может использоваться на хозяйственные нужды, либо отходы, которые подлежат сдаче на вторсырье.
Получаемая в результате списания предметов мягкого инвентаря ветошь предполагает получение экономических выгод и подлежит учету (абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон)).
Для принятия ветоши к бухгалтерскому учету созданная в организации комиссия производит ее оценку на основании информации о стоимости приобретения или стоимости аналогичных материалов, а также цены реализации.
Доходы от операций по сдаче вторичных материальных ресурсов признаются доходами от внебюджетной деятельности (абз. 3 п. 7.1 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641).
Всю образовавшуюся от списания мягкого инвентаря ветошь необходимо оприходовать на склад и учитывать согласно целям дальнейшего использования.
В акте целесообразно предусмотреть запись о количестве и стоимости приходуемых после списания материалов. Дальнейшее оформление перемещения ветоши на склад производится в соответствии с учетной политикой организации. Для этого может применяться, например, накладная (требование).
Как правило, при списании предметы мягкого инвентаря в присутствии комиссии по списанию активов разрываются на тряпки. При этом производится сортировка ветоши на пригодную и не пригодную к дальнейшему использованию в хозяйственных целях.
Пригодная ветошь приходуется на склад по весу и оценочной стоимости в качестве хозяйственного материала. Учет ветоши, предназначенной для использования в хозяйственных целях, в организациях ведется на субсч. 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» (ч. 13 раздела «Счет 06» Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59 (далее — Методические указания № 59)).
Непригодная ветошь как вторичные ресурсы подлежит сдаче заготовительным организациям (п. 1.6 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»). Для учета ветоши, подлежащей сдаче заготовительной организации, рекомендовано использовать субсч. 067 «Прочие материалы» (ч. 18 раздела «Счет 06» Методических указаний № 59). Оценку стоимости в данном случае целесообразно проводить исходя из стоимости возможной реализации, исходя из метода, закрепленного в учетной политике организации.
Списание (выбытие) мягкого инвентаря. Списание предметов, находящихся в эксплуатации, производится при полной их изношенности на основании актов, утвержденных руководителем бюджетной организации.
При списании пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря учитываются сроки их службы, утвержденные министерствами и другими органами государственного управления для организаций.
Выбытие мягкого инвентаря происходит на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря.
Акты о списании мягкого инвентаря необходимо составлять в соответствии с требованиями Закона. Форма акта утверждается учетной политикой организации.
Акт о списании мягкого инвентаря составляется комиссией организации по поступлению и выбытию активов, назначенной приказом (распоряжением) руководителя бюджетной организации. В акте следует указать причины, послужившие основанием для принятия решения о списании инвентаря, перечень мероприятий по исполнению решения о списании (утилизация, передача и др.), а также результаты проведенных мероприятий.
Акт оформляется в двух экземплярах:
· один передается в бухгалтерию организации;
· второй остается у материально ответственного лица.
Учет операций по выбытию мягкого инвентаря. Учет операций по выбытию ведется в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 438) согласно Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15.
В результате списания мягкого инвентаря, как правило, отражается принятие к бухгалтерскому учету ветоши. При этом ветошь принимается к учету по рыночной стоимости, определяемой комиссией по поступлению и выбытию активов.
Выбытие (отпуск на нужды учреждения) мягкого инвентаря в бухгалтерском учете отражается по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике организации.
Бухгалтерские записи при выбытии мягкого инвентаря, приобретенного за счет бюджетных средств, будут следующими:
№ п/п |
Наименование хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации |
260 |
073 |
2 |
Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря |
063 |
140 |
В соответствии с требованиями ч. 4 и ч. 6 п. 5 Инструкции № 63 аналитический учет мягкого инвентаря ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения в карточках ф.296 (на карточках ф.296а, а в централизованных бухгалтериях — на карточках ф.296б).
При оприходовании ветоши от списания предметов мягкого инвентаря, ранее приобретенных за счет внебюджетных средств, производятся следующие бухгалтерские записи (п. 7 приложения к Инструкции № 63):
<...>