Налоговые обязательства при возврате бракованного экспортированного товара |
Организация осуществляет оптовую и розничную торговлю бытовой техникой. Товар приобретается у резидента Российской Федерации. При обнаружении во время эксплуатации дефектов в товаре в гарантийный период покупатели обращаются в сервисные центры, расположенные на территории Республики Беларусь. Если брак обнаруживается еще на складе, тогда организация также обращается в сервисный центр. Если сервисный центр выдает заключение (акт) о неремонтопригодности товара, покупатель обращается в организацию и представляет необходимые документы. На основании представленных документов организация выставляет претензию поставщику техники, который, в свою очередь, после рассмотрения претензии возвращает сумму претензии на расчетный счет организации. Сумма претензии равна стоимости приобретения некачественного товара в российских рублях. Некачественный товар остается в сервисном центре.
Какие налоговые обязательства возникают у организации в описанной ситуации? Следует ли вносить изменения в заявление об уплате косвенных налогов, в декларацию по НДС, поскольку некачественный товар поставщику не возвращается?
В соответствии с п. 1 ст. 439 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При существенном нарушении требований к качеству товара покупатель имеет право:
· отказаться от исполнения договора и потребовать уплаченной за товар денежной суммы;
· потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору (п. 1 ст. 445 ГК).
Таким образом, поставщик, поставив организации-импортеру товар ненадлежащего качества, не исполнил перед организацией-импортером обязательства, предусмотренные договором поставки. Следовательно, в случае признания поставщиком претензии организации-импортера товар ненадлежащего качества у организации-импортера перестает признаваться активом по стоимости, по которой такой товар ранее был принят к учету.
В такой ситуации у организации-импортера для целей налога на добавленную стоимость не возникает порчи товара, предусмотренной п. 24.15 ст. 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), следовательно, налоговые вычеты по НДС по данному основанию восстановлению не подлежат.
Исходя из информации, изложенной в вопросе, некачественный товар поставщику — резиденту Российской Федерации не возвращается, в связи с чем у организации-импортера нет оснований для корректировки сумм «ввозного» НДС, уплаченного при ввозе рассматриваемого товара на территорию Республики Беларусь, и внесения изменений в заявление об уплате косвенных налогов и в декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость (п. 23 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе)).
...
Продолжение читайте в статье
<...>