Успешная альтернатива таможенному сопровождению грузов |

В качестве альтернативы таможенному сопровождению находящихся под таможенным контролем транспортных средств могут применяться навигационные устройства (пломбы) в целях обеспечения контроля за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях, указанных в п. 1.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2020 № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (далее — Постановление № 311)*.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2020 № 576 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 311» (далее — Постановление № 576) предусматривает внесение изменений в Постановление № 311 с целью дальнейшего развития инновационных технологий, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств.
Установленный Постановлением № 311 механизм контроля за перемещением товаров и транспортных средств с применением навигационных устройств (пломб) продемонстрировал свою действенность и вызвал заинтересованность у перевозчиков как менее затратный вид обеспечения контроля за перевозкой.
В связи с этим расширен перечень случаев применения навигационных устройств (пломб), а также отменен срок действия Постановления № 311 (до 30 сентября 2020 г.).
Новые случаи применения навигационных устройств. Согласно Постановлению № 576 теперь навигационные устройства (пломбы) могут применяться в целях обеспечения контроля за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, в качестве альтернативы таможенному сопровождению в случаях, установленных абз. 3–5 п. 4.1 ст. 343 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), и (или) при установлении таможенными органами маршрута перевозки товаров в соответствии со ст. 344 ТК ЕАЭС.
Таким образом, навигационные устройства (пломбы) дополнительно к ранее определенным случаям смогут применяться:
· при неоднократном невыполнении перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
· при неисполнении перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со ст. 153 ТК ЕАЭС.
Повышение действующего тарифа. Также предусмотрено повышение действующего тарифа на услуги национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования до 5 базовых величин за одну услугу, включая налог на добавленную стоимость, что вызвано следующим.
В соответствии с п. 21 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» Совет Министров Республики Беларусь уполномочен на определение порядка формирования и применения цен и тарифов, принятие иных мер в области ценообразования, необходимых для стабилизации ценовой ситуации.
В рамках внедрения системы отслеживания международных транзитных перевозок с применением навигационных устройств (пломб) национальным оператором была осуществлена закупка 10 000 навигационных пломб (стоимость одного навигационного устройства составляла порядка 260 долл. США), а также разработан специализированный программный продукт, обеспечивающий функционирование системы.
Ранее действующей редакцией Постановления № 311 было определено, что в случае необходимости национальный оператор мог внести предложение о пересмотре тарифа, исходя из реальных затрат, так как первоначально установленная стоимость услуг национального оператора была определена в сжатые сроки и без учета многих факторов.
Предполагается, что установленный постановлением тариф в 5 базовых величин будет покрывать только текущие расходы национального оператора на функционирование системы отслеживания, при этом у национального оператора имеются дополнительные, не покрытые в настоящее время, расходы, которые он понес при создании системы отслеживания.
Единовременные затраты, которые не учтены при формировании тарифа в размере 5 базовых величин, итого — 4,1 млн долл. США (в эквиваленте), в том числе (основные позиции):
· разработка системы мониторинга — 1,3 млн долл. США (в эквиваленте);
· приобретение пломб и групповых зарядных устройств — 2,7 млн долл. США (в эквиваленте);
· приобретение и обустройство модулей для организации мест снятия — 75 тыс. долл. США;
· приобретение оргтехники (компьютеры, МФУ, телефоны и проч.) и прочего оборудования — 50 тыс. долл. США (в эквиваленте).
Таким образом, изменение тарифа на услуги национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования обусловлено фактическими затратами национального оператора и лиц, уполномоченных им на совершение действий, связанных с применением навигационных устройств (пломб), а именно:
1. в связи с расширением перечня случаев применения навигационных устройств (пломб) потребуется увеличение численности сотрудников национального оператора и лиц, уполномоченных им на совершение действий, связанных с применением навигационных устройств (пломб), в ведомственных пунктах таможенного оформления.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией Постановления № 311 навигационные устройства налагались в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и, как правило, применялись в отношении автомобилей, выполняющих транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь.
В таких случаях снятие навигационных пломб осуществлялось в 5 местах, расположенных на белорусско-российском участке границы, где национальным оператором за свой счет была создана необходимая инфраструктура (произведено строительство и возведение модулей и коммуникаций, установлены зарядные станции для электронных пломб и др.).
Постановление определяет, что навигационные устройства (пломбы) применяются к транспортным средствам, следующим в Республику Беларусь, а также могут налагаться (сниматься) в ведомственных пунктах таможенного оформления.
В связи с этим снятие навигационных пломб фактически осуществляется в 16 местах, включая 15 ведомственных пунктов таможенного оформления и 1 белорусско-российский участок границы, что на 11 мест больше, чем ранее.
Принимая во внимание, что места наложения и снятия навигационных пломб должны быть соответствующим образом оборудованы (иметь зарядные станции и места хранения электронных устройств) и обслужены квалифицированным персоналом, а также в связи с тем, что требуется осуществлять перевозку навигационных пломб между местами их наложения и снятия, таким образом, требуется увеличение численности сотрудников национального оператора и лиц, уполномоченных им на совершение действий;
2. применение навигационных устройств (пломб) необязательно для перевозчика и является альтернативой таможенному сопровождению.
Ранее навигационные устройства (пломбы) были обязательным условием для осуществления транзитных автомобильных перевозок грузов через территорию Республики Беларусь, выполняемых автомобильными перевозчиками, водители которых нарушили требования п. 1.2 и (или) 1.3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19».
...
Подробнее читайте в статье.
<...>