Статьи журнала «Налоговый вестник»

Взыскание налога за счет дебитора: что должен проверять налоговый орган?

Взыскание налога за счет дебитора: что должен проверять налоговый орган? |

Номер № 3/2021
Количество просмотров 99
Автор задолженность, задолженность, дебиторы, дебиторы, суд, суд, взыскание взыскание
Взыскание налога за счет дебитора: что должен проверять налоговый орган?

Сергей КУЛАКОВСКИЙ, юрист

Елена ЗАВАДСКАЯ, юрист

В силу п. 1 ст. 61 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) при отсутствии у организации-плательщика денежных средств неисполненные налоговые обязательства могут быть исполнены за счет денежных средств ее дебиторов.

Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебитора (организации или ИП) производится на основании принятого по установленной форме решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика или таможенного органа, который производит взыскание таможенных платежей. Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебитора принимается по истечении срока исполнения обязательств дебитора перед плательщиком (п. 1 ст. 64 НК).

При этом согласно п. 6 ст. 64 НК на плательщика налогов (сборов, пошлин, пеней) возложена ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности. Из содержания данной нормы фактически следует, что налоговый орган не несет ответственности за достоверность сведений, предоставляемых налогоплательщиком.

Несмотря на установленный законодательством порядок взыскания задолженности плательщика перед бюджетом за счет средств его дебиторов, на практике имеют место случаи, когда такое исполнение налогового обязательства становится предметом судебного разбирательства. Зачастую это связано с тем, что плательщиком налогов (сборов, пошлин, пеней) предоставляются в налоговый орган недостоверные сведения, в частности о дате возникновения просроченной дебиторской задолженности. В таком случае возникает вопрос об объеме компетенции налогового органа, в частности, о необходимости проверки налоговым органом достоверности предоставляемых налогоплательщиком сведений о дате возникновения просроченной дебиторской задолженности.

Оценка компетенции налогового органа по проверке сведений, предоставляемых налогоплательщиком для взыскания задолженности в бесспорном порядке за счет средств дебитора, стала предметом судебного разбирательства.

Обстоятельства дела. ОАО «В» (плательщик) согласно представленной налоговой декларации (расчету) по состоянию на 23.07.2019 за январь — июнь 2019 г. была допущена текущая задолженность (недоимка) по НДС в размере 240 тыс. руб.

ОАО «В» в налоговый орган 25 июля 2019 г. был представлен дебитор ОАО «Б» с указанием суммы дебиторской задолженности по договору на выполнение подрядных работ и по договору поставки, а также копии документов, подтверждающие, по мнению плательщика, наличие просроченной дебиторской задолженности заявителя, среди которых: договор на выполнение подрядных работ, договор поставки оборудования, акт ввода в эксплуатацию объекта, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, акт сверки, оборотно-сальдовая ведомость.

На основании представленных ОАО «В» сведений о дебиторе и дебиторской задолженности ИМНС 29 июля 2019 г. была составлена справка о наличии дебиторской задолженности, согласно которой задолженность ОАО «Б» перед ОАО «В» составила 160 тыс. руб.

Налоговым органом на основании справки о наличии дебиторской задолженности было принято решение от 29.07.2019 о взыскании задолженности за счет средств дебитора, и в этот же день к счетам заявителя было выставлено безакцептное платежное требование на сумму 160 тыс. руб.

ОАО «Б» налоговым органом было направлено сообщение о предъявлении к его счетам платежных требований на взыскание налога, сбора (пошлины), пеней ОАО «В» за счет средств дебитора плательщика.

Обжалуемое решение было исполнено, и с банковского счета заявителя 13 сентября 2019 г. было списано 160 тыс. руб. в счет погашения задолженности ОАО «В» перед бюджетом по НДС.

Позиция заявителя. В обоснование своей правовой позиции ОАО «Б» (заявитель) со ссылкой на п. 1 ст. 64 НК указало, что взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебиторов производится на основании принятого по установленной форме решения руководителя налогового органа (его заместителя) с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами. При установлении налоговым органом факта предоставления плательщиком недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности взысканная сумма дебиторской задолженности подлежит возврату дебитору (п. 6 ст. 64 НК).

Согласно п. 2 ст. 64 НК решение о взыскании налога, сбора, пошлины, пеней за счет средств дебиторов принимается в том числе на основании справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика налогов (сборов, пошлин), оформленной налоговым органом на основании документов, представленных плательщиком в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 22 НК по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (приложение 12 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 97 «Об установлении форм документов» в редакции постановления от 15.04.2019 № 15). Форма данной справки содержит графу «Дата возникновения просроченной дебиторской задолженности».

Не отрицая того, что налоговый орган не несет ответственности за достоверность предоставляемой плательщиком информации о сумме дебиторской задолженности, исходя из комплексного, буквального и системного толкования вышеприведенных норм законодательства, заявитель полагал, что при принятии решения о взыскании в бесспорном порядке задолженности по налогам за счет средств дебитора налоговый орган обязан анализировать на предмет достоверности представляемые плательщиком документы в части даты (срока) возникновения просроченной дебиторской задолженности. Также заявитель указал, что ОАО «В» еще до принятия обжалуемого решения было известно из деловой переписки с заявителем, что срок выплаты гарантийных удержаний по договору субподряда не наступил.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью


Поделиться в соцсетях:





Свежие статьи на портале

2. Применение ставки НДС 10 % при реализации и ввозе мёда натурального |

В связи с возникающими вопросами о применении ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в размере 10% при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь меда натурального Министерство по налогам и сборам разъяснило следующее.

3. О понятии «клиент» как стороны по договору транспортной экспедиции для целей применения нулевой ставки НДС |

В связи с возникающими вопросами о понятии «клиент» как стороны по договору транспортной экспедиции для целей применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость Министерство по налогам и сборам разъяснило следующее.

5. О налогообложении НДС продукции in-bulk |

В связи с изменением с 01.01.2021 порядка налогообложения НДС лекарственных средств и сырья для их производства, обращениями заинтересованных и по результатам совещания с государственными органами, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 26.02.2021 № 2-1-10/00920-1 разъяснило следующее.

6. Освобождение от НДС оборотов по реализации работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов |

В связи с возникающими вопросами по применению норм Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» в целях освобождения от налога на добавленную стоимость (далее — НДС) оборотов по реализации работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств по перечню, утвержденному постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 03.12.2020 № 695, Министерство по налогам и сборам Республика Беларусь разъяснило следующее.

7. Возврат денег за товар не подлежит налогообложению: комментарий МНС |

Возврат средств за товар не является доходом и налогообложению не подлежит, заявил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.

8. Форма и способы представления декларации по подоходному налогу |

Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2020 год, представляется физическими лицами в налоговый орган по форме, установленной приложением 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц».