Разъяснения по применению постановления Минфина от 31.07.2020 № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов»

Разъяснения по применению постановления Минфина от 31.07.2020 № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» |

Автор пресс-служба Министерства финансов Республики Беларусь пресс-служба Министерства финансов Республики Беларусь
Количество просмотров 489
Автор драгметаллы, драгметаллы, инвентаризация, инвентаризация, утилизация, утилизация, учет, учет, контроль контроль

После вступления в силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» от предприятий и организаций в ведомство поступило много вопрос. Минфин разъясняет следующее.

Вопрос 1:

Необходимо ли проводить инвентаризацию драгметаллов, находящихся в приобретенном оборудовании, когда их учет согласно законодательству не ведется:

1) в случае нецелесообразности их извлечения (часть вторая п.72-1 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34);

2) в электрическом и электронном оборудовании при условии его сдачи переработчику в полной комплектности (часть вторая п.72-2 названной Инструкции).

Разъяснения Минфина:

Порядок учета драгоценных металлов и драгоценных камней установлен Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 № 28, далее – Инструкция).

Согласно Инструкции юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - организации), осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующих изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, обязаны вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также в ломе и отходах.

В соответствии с нормами Инструкции методы определения содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, устанавливаются на основании решения руководителя организации.

Драгоценные металлы учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах, либо по данным, определенным на основании химических анализов или комиссией из числа компетентных в данных вопросах работников организации.

Согласно части четвертой пункта 34 Инструкции организация вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (далее – упрощенная система учета).

Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней, лома и отходов проводится в соответствии с главой 5 Инструкции.

Не производится учет драгоценных металлов в ломе и отходах изделий, не используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов и включенных в перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно (абзац второй пункта 721 Инструкции). Соответственно, инвентаризация указанных драгоценных металлов не проводится.

Пунктом 722 Инструкции предусмотрена возможность передачи организацией переработчику списанного электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгоценных металлов и без указания в сопроводительных документах массы содержащихся в нем драгоценных металлов.

В данном случае изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов осуществляет переработчик. При этом переработчик не направляет организации акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов), если иное не установлено договором.

Принятие данной нормы не отменяет требования к организациям осуществлять обязательный учет драгоценных металлов в таком оборудовании (до списания и передачи переработчику) в соответствии с нормами пункта 34 Инструкции.

Исходя из изложенного, передача переработчику ЭЭО после его списания, в соответствии с пунктом 722 Инструкции, возможна, если в отношении драгоценных металлов, содержащихся в таком ЭЭО, применялась упрощенная система учета.

До момента передачи такого ЭЭО в полной комплектности переработчику организациям необходимо соблюдать требования законодательства по его учету, инвентаризации и хранению.


Вопрос 2:

Просим разъяснить порядок бухгалтерского учета сделки по передаче Поставщиком списанного электронного оборудования, содержащего драгметаллы, переработчику. В постановлении Министерства финансов № 28 от 31.07.2020 г. приведен следующий пункт - "поставщики могут не производить переработчикам оплату расходов за переработку указанного оборудования; переработчики могут не производить оплату поставщикам за извлеченные из указанного оборудования драгоценные металлы." Данный пункт постановления был согласован с переработчиком как одно из условий договора. Приемка списанного электронного оборудования Переработчиком оформляется товарно-транспортной накладной и актом приема-передачи.

Как при этом Поставщику списанного оборудования определить стоимость услуг переработчика по разборке и переработке списанного оборудования, если Стороны при этом договорились о возможности не производить оплату услуг переработки и стоимости извлеченных драгметаллов и в договоре отсутствует документ, подтверждающий такую стоимость.

Какой первичный документ будет являться при этом основанием для проведения услуги по переработке в учете? Означает ли условие о "неоплате услуг по переработке оборудования и неоплате стоимости извлеченных драгметаллов" - достаточным условием чтобы не отражать стоимость таких услуг по переработке в затратах организации и величину доходов от извлечения драгметаллов в доходах организации?

Разъяснения Минфина:

Согласно пункту 271 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2004 № 59 «О порядке расчетов за поставки драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 № 28) в случае сдачи переработчику списанного электрического и электронного оборудования в полной комплектности, в соответствии с условиями договора:

  • поставщики могут не производить переработчикам оплату расходов за переработку указанного оборудования;
  • переработчики могут не производить оплату поставщикам за извлеченные из указанного оборудования драгоценные металлы.

Таким образом, если договором между Обществом и переработчиком предусмотрены указанные нормы, то переработчик не представляет Обществу документы на оплату стоимости расходов по переработке.

Переработчик также не представляет Обществу акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов) согласно абзацу второму пункта 722 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 № 28).

С учетом изложенного, Общество: не принимает к учету драгоценные металлы, содержащиеся в изъятых переработчиком деталях, узлах и комплектующих изделиях; не производит оплату переработчикам за демонтаж списанного оборудования и его переработку с целью извлечения драгоценных металлов; не осуществляет принятие к учету изъятых лома и отходов драгоценных металлов, а также содержащихся в них драгоценных металлов.

Изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из списанного оборудования, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов, осуществляет переработчик.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 57-З каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона № 57-З.

В ситуации, изложенной в обращении, оказанные услуги по извлечению из оборудования драгоценных металлов и по переработке оборудования не отражаются в бухгалтерском учете в связи с отсутствием их стоимостной оценки согласно договору.


Вопрос 3:

Предприятие, в связи со вступлением в силу 08.10.2020 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 №28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» перешло на упрощенный учет драгоценных металлов в образовавшихся отходах электрического и электронного оборудования (далее ЭЭО) из группы 7 перечня товаров, на которые распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 №16. Однако на предприятии кроме ЭЭО имеется и иное имущество, которое при списании образует лом, содержащий драгоценные металлы, например (тахеометры, дальномеры лазерные и др.).

До 08.10.2020 предприятие учитывало количество драгоценных металлов в эксплуатируемом имуществе, а при списании имущества - приходовало на баланс лом, содержащий драгоценные металлы, по массе золота, серебра, платины, платиновой группы и их стоимости, в рублях.

Имеет ли право предприятие с 08.10.2020 применить упрощенный учет драгоценных металлов по постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 №28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» по всему имуществу предприятия, содержащему драгоценные металлы: при эксплуатации всего имущества не учитывать находящиеся в них драгоценные металлы в количественном выражении и не приходовать в бухгалтерском учете лом, содержащий

Разъяснения Минфина:

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 июля 2020 г. № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 34 (далее - Инструкция), дополнена пунктом 722, предусматривающим возможность передачи субъектом хозяйствования переработчику списанного электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгоценных металлов и без указания в сопроводительных документах массы содержащихся в нем драгоценных металлов.

В данном случае изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов осуществляет переработчик. При этом переработчик не направляет организации акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов), если иное не установлено договором.

Принятие данной нормы не отменяет требования к субъектам хозяйствования осуществлять обязательный учет драгоценных металлов в таком оборудовании (до списания и передачи переработчику) в соответствии с нормами пункта 34 Инструкции.

Исходя из изложенного, передача переработчику ЭЭО после его списания, в соответствии с пунктом 722 Инструкции, возможна, если в отношении драгоценных металлов, содержащихся в таком ЭЭО, применялся учет с учинением записи «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (далее – упрощенная система учета) в соответствии с частью четвертой пункта 34 Инструкции.

До момента передачи такого ЭЭО переработчику субъектам хозяйствования необходимо соблюдать требования законодательства по его учету, инвентаризации и хранению.

В этой связи, предприятие имеет право применять упрощенную систему учета драгоценных металлов, находящихся в оборудовании, приборах, инструментах, покупных комплектующих изделиях и иных средствах, а также в ломе и отходах драгоценных металлов, образовавшихся в результате демонтажа такого имущества (часть четвертая пункта 34, часть первая пункта 70 Инструкции). Вместе с тем, нормы пункта 722 Инструкции применяются только в отношении списанного ЭЭО в полной комплектности.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью


Поделиться в соцсетях:


Возврат к списку



Свежие статьи на портале

1. Изменения в бюджетной классификации |

Согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 04.01.2021 № 3 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208» с 01.01.2021 внесены изменения в бюджетную классификацию.

3. Об отражении сведений о льготах по экологическим платежам |

Министерство по налогам и сборам в связи с выявленными фактами несоблюдения плательщиками порядка заполнения приложения 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» к налоговым декларациям (расчетам) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброс сточных вод в окружающую среду разъясняет следующее.

4. Для сдающих недвижимость нужно заплатить налог до 22 января. А до конца месяца – еще раз |

Сдающим в аренду квартиры, дачи, гаражи и парковочные места надо до 22 января заплатить подоходный налог за этот месяц. Обычно это надо сделать до начала месяца, но из-за повышения подоходного с 1 января срок уплаты перенесли.

5. Кому из владельцев частных домов положены льготы на электричество для отопления |

Постановлением Совмина от 16.01.2021 № 16 определены критерии малообеспеченности и социальной уязвимости, которые используют, чтобы возместить часть расходов на проведение электроснабжения для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Также определен перечень доходов собственника жилья и членов его семьи, которые участвуют в определении среднедушевого дохода.

7. О применении норм Указа от 31 декабря 2020 г. № 512 |

Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 512) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики». МНС прокомментировало нормы Указа.

8. Разъяснение Минэкономики о начислении амортизации и проведении переоценки в 2021 году |

С 1 января 2021 г. начисление амортизации проводится в обычном порядке, проведение переоценки основных средств — по усмотрению организации. В 2020 году амортизацию разрешили не начислять для преодоления негативных последствий пандемии. Теперь срок действия такого права истек, в дальнейшем начисление амортизации производится в общеустановленном порядке.

9. НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг |

В связи с уточнением с 1 января 2021 г. порядка применения нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых транспортно-экспедиционных услуг Министерство по налогам и сборам письмом от 15.01.2021 № 2-1-10/00 сообщает.

10. Для физических лиц срок уплаты единого налога за январь 2021 года перенесен на 22.01.2021 |

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц за январь 2021 года исчисляется налоговым органом по новым (увеличенным) ставкам.