Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год: на что обратить внимание. Часть 1* |

Реально проводимая инвентаризация дисциплинирует материально ответственных лиц, выполняет профилактические функции и позволяет своевременно выявлять злоупотребления в организациях.
О том, на что следует обращать внимание в первую очередь при проведении инвентаризации, пойдет речь в данном материале. Статья будет полезна организациям как при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год, так и при проведении инвентаризации в иных случаях.
При этом обратим внимание организаций, что нормы Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) и Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180), не претерпевали изменений и основные подходы к проведению инвентаризации остались прежними.
В то же время были приняты Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утвержденные приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.06.2021 № 130 (далее — Методические рекомендации № 130), которые конкретизировали подходы к проведению инвентаризации в организациях торговли и общественного питания.
Также некоторые изменения претерпело Положение о порядке отпуска, получения, учета, хранения, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 № 1633 (далее — Положение № 1633).
Уточнено, что проверка наличия спирта в резервуарах в обязательном порядке производится в первый рабочий день каждого месяца путем замера объема спирта с применением рулетки с лотом 3-го класса точности или метроштока, прошедших государственную поверку. Результаты проверки оформляются актом проверки наличия спирта по утвержденной форме без отражения их в бухгалтерском и складском учете организации (п. 27 Положения № 1633).
Сроки проведения и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
Для того чтобы данные годовой бухгалтерской отчетности были признаны достоверными, инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести в сроки, установленные законодательством.
Статьей 13 Закона № 57-З предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
· при реорганизации или ликвидации организации;
· перед составлением годовой отчетности;
· при смене материально ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
· при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен в настоящее время в Инструкции № 180.
Отметим, что в настоящее время Министерством финансов готовится новый национальный стандарт по проведению инвентаризации.
Согласно п. 7 Инструкции № 180 перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
· основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) — не ранее 1 ноября;
· незавершенного производства и полуфабрикатов — не ранее 1 ноября;
· животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) — не ранее 1 ноября;
· денежных средств — не ранее 1 декабря;
· обязательств и других активов — не ранее 1 декабря.
В соответствии с п. 9 Инструкции № 180 инвентаризация активов и обязательств, числящихся на балансе филиалов и представительств, иных обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим.
Пунктом 11 Инструкции № 180 определено, что особенности порядка проведения инвентаризации отдельных видов активов (предметов проката, животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) и птицы, продовольственных товаров в организации розничной торговли и общественного питания, остатков незавершенного производства, драгоценных металлов, библиотечных фондов, объектов интеллектуальной собственности, др.) устанавливаются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров, осуществляющих методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.
Так, с учетом специфики деятельности отдельных организаций при проведении инвентаризации и документального оформления ее результатов следует руководствоваться также инструкциями соответствующих министерств и ведомств:
· Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»;
· Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее — Инструкция № 34);
· Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196;
· Инструкцией по учету и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства культуры Республики Беларусь от 28.08.1998 № 300;
· Положением № 1633;
· другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Пример 1
Торговая организация планирует провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год в январе 2022 г. на основании приказа руководителя, датированного декабрем 2021 г. (данным приказом будет предусмотрено, что с учетом специфики работы организации и предпраздничной новогодней торговли инвентаризацию товаров в розничной сети провести после новогодних праздников — 16.01.2022).
Такого права у торговой организации нет, поскольку инвентаризацию товаров предполагается провести в другом отчетном периоде, что неверно.
Моментом определения окончательных результатов инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации (п. 72 Инструкции № 180).
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности (п. 77 Инструкции № 180).
Пример 2
У организации были выявлены факты порчи имущества. Была проведена инвентаризация активов организации на 01.09.2021. Данную инвентаризацию на основании приказа руководителя организации считать инвентаризацией активов, произведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год.
Такой подход неправомерен.
Согласно ст. 13 Закона № 57-З проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно, в том числе:
· перед составлением годовой отчетности;
· при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества.
В п. 7 Инструкции № 180 установлены конкретные сроки, не ранее которых необходимо производить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, обязательная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна быть проведена с соблюдением сроков, установленных в п. 7 Инструкции № 180.
Пример 3
Организацией была проведена инвентаризация активов и обязательств на 01.11.2021 в связи с чрезвычайной ситуацией. Данную инвентаризацию на основании приказа руководителя организации считать инвентаризацией активов, произведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год.
Такой поход допустим только в определенной части.
Обязательная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна быть проведена с соблюдением сроков, установленных в п. 7 Инструкции № 180.
В отношении денежных средств, обязательств и «других» активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств — не ранее 1 декабря, и инвентаризацию, проведенную на 1 ноября, нельзя считать инвентаризацией, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В отношении иных активов такая возможность у организаций есть.
Пример 4
По результатам инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности производственная организация выявила недостачу материалов (материально ответственные лица не установлены). Чтобы не ухудшать финансовые результаты деятельности организации за 2021 год, организация планирует отразить в бухгалтерском учете недостачу материалов в январе 2022 г. на основании решения руководителя организации, датированного январем 2022 г.
Такой подход неправомерен, поскольку результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности.
Непроведение инвентаризации в 2021 году
Инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий (ч. 9 п. 12 Инструкции № 180).
Вместе с тем из-за проблем, вызванных COVID-19, — таких, как пребывание работников на карантине, удаленке, приостановка или частичное сворачивание деятельности, — выполнение данного требования вызывает у организаций определенные сложности.
Согласно п. 2.11 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» организации по согласованию с собственниками имущества (учредителями, участниками) вправе были принять решение о непроведении инвентаризации активов (за исключением финансовых активов) перед составлением бухгалтерской отчетности за 2020 год.
На 2021 год такое право законодательством не предусмотрено. Следовательно, на данный момент у организаций отсутствует право не проводить инвентаризацию активов и (или) обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год.
Отражение вопросов проведения инвентаризации в учетной политике
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 57-З предусмотрено, что учетная политика организации включает в себя среди прочего и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Таким образом, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации подлежит отражению в учетной политике организации.
В учетной политике необходимо закрепить вопросы проведения инвентаризации, по которым в законодательстве отсутствует четкий порядок проведения и присутствует вариантность: количество инвентаризаций в отчетном году для каждого вида активов и обязательств, сроки проведения инвентаризаций, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и другие вопросы.
При установлении в учетной политике сроков проведения инвентаризации и их количества следует помнить ограничения, предусмотренные законодательством. Так, в соответствии с п. 7 и 8 Инструкции № 180 инвентаризации проводятся:
Активы и обязательства |
Периодичность проведения инвентаризаций |
Сроки проведения инвентаризаций перед составлением годовой отчетности |
Основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) |
не менее одного раза в год |
не ранее 1 ноября |
Незавершенного производства и полуфабрикатов |
не менее двух раз в год |
не ранее 1 ноября |
Животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) |
не менее одного раза в год |
не ранее 1 ноября |
Денежных средств |
не менее одного раза в год |
не ранее 1 декабря |
Обязательств и других активов |
не менее одного раза в год |
не ранее 1 декабря |
В учетной политике организации могут производиться следующие записи:
«Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится на 1 декабря».
Вариант:
«Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится в следующие сроки <…>».
«С целью определения фактической стоимости незавершенного производства и полуфабрикатов производить их инвентаризацию два раза в год (1-й раз — на 1 июля, 2-й раз — на 1 декабря)».
Вариант:
«С целью определения фактической стоимости незавершенного производства производить его инвентаризацию в следующие сроки <…>».
При инвентаризации расчетов следует учитывать, что при инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции № 180).
Таким образом, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться не ранее 1 декабря. Дата проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности закрепляется в учетной политике организации. При этом определяется сумма дебиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, на основании документов, подтверждающих наличие соответствующих сумм в бухгалтерском учете, актов сверки расчетов с должниками. Срок от 1 ноября отчетного года до даты проведения инвентаризации, предусмотренной в учетной политике, устанавливаемой не ранее 1 декабря отчетного года, дается организации для подготовки необходимых документов для проведения инвентаризации расчетов (составления актов сверки расчетов, проведения необходимых расчетов и др.).
Особенности проведения инвентаризации в организациях торговли и общественного питания
В связи с тем что проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества, рекомендуется при выявлении порчи (фруктов, овощей и т.п.) вследствие естественных процессов проведение инвентаризации по отдельным товарным позициям.
Инвентаризация в торговых объектах и объектах общественного питания начинается с проверки кассы.
Если учет ценностей ведется в стоимостном выражении, остатки товаров, полуфабрикатов и продукции общественного питания включают в инвентаризационную опись по наименованиям, количеству и учетным ценам. Графа 9 инвентаризационной описи «Сумма, руб., по данным бухгалтерского учета» заполняется только в итоговых строках, а не по каждому наименованию.
Проведение инвентаризации в объектах общественного питания, где ведется количественно-стоимостной учет, имеет некоторые особенности. К моменту инвентаризации на производстве могут оставаться необработанные продукты (сырье), полуфабрикаты и продукция общественного питания, а по данным инвентаризации на производстве требуется вывести результаты по наименованиям продуктов. В таком случае возникает необходимость в пересчете остатков полуфабрикатов и продукции общественного питания в исходное сырье (продукты).
Остатки полуфабрикатов и продукции общественного питания пересчитывают по нормам, установленным технологическими картами и калькуляционными карточками. Количество необработанных продуктов по наименованиям суммируют с количеством продуктов, находящихся в продукции общественного питания и полуфабрикатах, и в инвентаризационных описях проставляют общее количество продуктов на производстве.
Если учет ведется в стоимостном выражении, остатки полуфабрикатов и продукции общественного питания включают в инвентаризационную опись по наименованиям, количеству, учетной цене (без пересчета на сырье (продукты).
В заготовочных цехах по производству полуфабрикатов и кондитерских цехах остатки продукции, не прошедшей полной технологической обработки, пересчитываются в необработанное сырье (продукты) исходя из норм отходов и потерь сырья при его кулинарной обработке. При последующем пересчете полуфабрикатов в необработанное сырье учитывается, на какой стадии технологической обработки произведено снятие остатков (очистка, обвалка, жиловка и т.д.).
Нормы отходов определяются в зависимости от степени обработки продуктов по сборнику рецептур или нормативным правовым актам (в том числе актам контрольных проработок).
Для целей бухгалтерского учета при определении результатов инвентаризации товаров следует руководствоваться нормами товарных потерь, установленными законодательством, а при их отсутствии — нормами, установленными руководителем организации по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.
Форма отчетности материально ответственного лица (бригады) и сроки ее представления определяются самой организацией исходя из особенностей ее деятельности, организации аналитического учета движения товаров, степени автоматизации учетных процессов и других условий.
На основании первичных учетных документов материально ответственные лица составляют сводные документы (товарный отчет, реестр и т.п.). Отчетность может быть как ежедневной, так и охватывать более длительные сроки. Принятые сроки представления отчетов в бухгалтерию оговариваются в учетной политике субъекта хозяйствования.
Отчеты составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам). В отдельной графе отчета может отражаться движение тары. Отчеты материально ответственного лица нумеруются последовательно с начала года (начала деятельности организации) и до окончания отчетного года. Если в организации (ее структурном подразделении) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, составляется два отчета:
· один — с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации;
· второй — от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления отчета.
В отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи.
Все документы, на основании которых составлен отчет, прикладываются к первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру под его расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица.
При приеме отчета у материально ответственного лица бухгалтер производит так называемую формальную проверку отчета, во время которой устанавливается:
· все ли перечисленные в отчете документы приложены к нему;
· все ли документы относятся к тому отчетному периоду, за который составлен отчет;
· все ли приложенные документы имеют необходимые реквизиты и подписи;
· нет ли в документах подчисток и неоговоренных исправлений.
Проверка приложенных к отчету документов по существу и законности оформленных ими операций, таксировка их, проверка правильности подсчета итогов производятся, как правило, в день приемки отчета. О проверке отчета делается соответствующая отметка за подписью лица, проводившего ее.
Обнаруженные при проверке отчетов ошибки в таксировке, подсчете итогов и в записи документов исправляются бухгалтером путем зачеркиваний (одной чертой) неправильных и написания правильных сумм и записей.
О произведенных исправлениях в отчете сообщается материально ответственному лицу, который вносит соответствующие изменения во второй экземпляр отчета и своей подписью на первом экземпляре подтверждает правильность произведенных исправлений.
Порядок определения размера вреда, причиненного государству и субъектам хозяйствования противоправными действиями, если иной порядок не определен законодательными актами, при осуществлении контроля (надзора) в форме проверок в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, установлен Положением о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001.
Утверждение комиссии по проведению инвентаризаций с соблюдением принципа нейтральности
Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата (п. 9 ст. 3 Закона № 57-З).
С целью предотвращения злоупотреблений со стороны работников в зависимости от обстоятельств в состав инвентаризационных комиссий следует включать специалистов, заинтересованных в качественном проведении инвентаризации, и не следует включать специалистов, которых можно заподозрить в сговоре с материально ответственными лицами с целью хищения товарно-материальных ценностей.
Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции № 180.
Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии.
При отсутствии вышеназванных приказов нет оснований для проведения инвентаризаций.
В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.
Центральные инвентаризационные комиссии создаются в составе:
· руководителя организации или его заместителя (или начальника структурного подразделения) (председателя комиссии);
· главного бухгалтера или его заместителя (руководителя специализированной организации, ведущей бухгалтерский учет);
· начальников структурных подразделений (служб);
· работников организации.
Рабочие инвентаризационные комиссии создаются в составе:
· представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководителя или его заместителя, начальника структурного подразделения) (председателя комиссии);
· специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и др.
В качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц (п. 13 Инструкции № 180).
В состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.
Инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий (п. 12 Инструкции № 180).
Как правило, в состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий не следует включать представителей профсоюзного комитета, уборщиц и т.п. специалистов, не имеющих опыта и знаний в отношении инвентаризируемых объектов.
Материально ответственные лица не должны проверять самих себя, но при этом должны присутствовать при инвентаризации. Так, п. 20 Инструкции № 180 предусмотрено, что проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц, при этом согласно п. 13 Инструкции № 180 материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.
Следует отметить, что члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за:
· своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации;
· правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов несут ответственность в соответствии с законодательством (п. 16 и 17 Инструкции № 180).
Данную информацию следует довести до работников.
Для соблюдения принципа нейтральности при поведении инвентаризации активов целесообразно привлекать для наблюдения за процессом инвентаризации специалистов аудиторских организаций.
Так, п. 4 Правил аудиторской деятельности «Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.09.2005 № 115, предусмотрено, что, если стоимость товарно-материальных ценностей существенна для бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица, аудиторская организация должна получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно существования и состояния товарно-материальных ценностей, присутствуя при их инвентаризации. Такое присутствие позволяет аудиторской организации инспектировать товарно-материальные ценности, наблюдать за соблюдением установленного руководством аудируемого лица порядка отражения в учете результатов инвентаризации и оценить действенность системы внутреннего контроля.
Избегание формального подхода при проведении инвентаризации
Одной из главных ошибок многих субъектов хозяйствования Республики Беларусь является формальный подход к проведению инвентаризации, которая проводится с целью формального соблюдения требований законодательства, а не для целей реального и эффективного контроля и учета над состоянием активов и обязательств в организации.
Формальный подход к проведению инвентаризаций приводит к серьезным искажениям данных бухгалтерского учета и отчетности, а также данных налоговой отчетности. Также формальный подход приводит к частым злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц, поскольку их деятельность на рабочем месте становится фактически никем не контролируемой.
Иногда инвентаризация отдельных активов и обязательств происходит со слов материально ответственных лиц и других работников организации, что недопустимо.
Нередко работники, подписывающие инвентаризационные описи либо акты инвентаризации, фактически не работали в дни проведения инвентаризации (были в отпуске, на больничном, в командировке), что может свидетельствовать о том, что фактически инвентаризация не проводилась.
Часто бывает, что с работниками вообще не заключены договоры о материальной ответственности, что делает невозможными достоверный учет активов и их инвентаризацию.
Приведем примеры формального проведения инвентаризации.
Пример 5
В ходе аудиторской проверки выявлено, что материалы, фактически использованные для создания объекта основного средства, продолжают числиться на сч. 10 «Материалы».
Неустановление по результатам инвентаризации факта ошибочного несписания материалов в состав основного средства, принятого в эксплуатацию, показывает на существенные недостатки в работе системы внутреннего контроля организации. Данное нарушение приводит к искажению структуры баланса и данных бухгалтерского и налогового учета.
Пример 6
При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год были выявлены неучтенные объекты нематериальных активов: компьютерные программы, разработанные работниками организации за счет средств организации, лицензии на осуществление видов деятельности.
Данное нарушение приводит к искажению структуры баланса и данных бухгалтерского и налогового учета.
Пример 7
У организации на сч. 06 «Долгосрочные финансовые вложения» числятся без движения суммы вкладов в уставный фонд других организаций. Данные активы реально не инвентаризируются перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
При инвентаризации финансовых вложений проверяется наличие документов, подтверждающих затраты в депозиты, облигации, векселя, другие ценные бумаги, а также инвестиции средств в акции и иные формы участия в хозяйственных обществах и товариществах и уставные фонды унитарных предприятий.
Финансовые вложения в уставные фонды других организаций, а также займы при инвентаризации подтверждаются документами (договорами, выписками банков, товаросопроводительными документами, др.). В описи указываются:
· наименование организации, в которую осуществлены вложения;
· суммы вложений;
· срок, на который предоставлены средства;
· номера документов, подтверждающих предоставление займа и его возврат;
· суммы доходности по акциям, вкладам в уставные фонды (п. 60 Инструкции № 180).
<...>