Готовимся к годовой инвентаризации: осуществляем поверку средств измерений |

В публикации рассматриваются вопросы проведения поверки средств измерений при подготовке к проведению годовой инвентаризации, а также учет и налогообложение таких расходов.
Нормативное правовое регулирование
При подготовке и проведении годовой инвентаризации в организации следует учитывать ряд нормативных правовых актов (далее — НПА). Общие подходы по организации и проведению инвентаризации регулируются значительным количеством НПА, основными из которых являются:
· Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З);
· Закон Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон № 3848-XII);
· Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);
· Правила осуществления метрологической оценки в виде работ по государственной поверке средств измерений, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.04.2021 № 40 (далее — Правила № 40);
· Положение об особенностях обеспечения единства измерений в областях обороны и безопасности государства, использования атомной энергии в мирных целях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2020 № 706 (далее — Положение № 706);
· Перечень категорий средств измерений, представляющих совокупность средств измерений одинакового назначения, применяемых при измерениях в сфере законодательной метрологии, экземпляры утвержденного типа которых подлежат государственной поверке с установленной в нем периодичностью, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.04.2021 № 39 (далее — Перечень № 39);
· Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50);
· Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2011 № 44 (далее — Инструкция № 44);
· Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102);
· Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180);
· технический кодекс установившейся практики ТКП 8.003-2011 (03220) «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2011 № 64 (далее — ТКП 8.003-2011).
Общие положения
Согласно п. 2 ст. 13 Закона № 57-З проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
· при реорганизации или ликвидации организации;
· перед составлением годовой отчетности;
· при смене материально ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
· при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией № 180 (п. 1 Инструкции № 180).
В соответствии с п. 22 Инструкции № 180 фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Определение веса (или объема) навалочных материалов, метизной продукции допускается производить на основании обмеров и технических расчетов, взвешивания и т.п.
Как видим, для определения фактического наличия инвентаризируемых активов в некоторых случаях должны использоваться средства измерения.
Наряду с указанным при инвентаризации незавершенного производства продукции и полуфабрикатов, в процессе производства которых используются средства измерений, инвентаризационная комиссия должна убедиться в своевременности проведения поверки средств измерений, включенных в Перечень № 39.
Согласно п. 1.36 ст. 1 Закона № 3848-XII средство измерений — это техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее метрологические характеристики, значения которых принимаются неизменными в течение определенного времени.
Целями обеспечения единства измерений являются (п. 1 ст. 4 Закона № 3848-XI):
· защита прав и законных интересов государства, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц от последствий неточных и неправильно выполненных измерений;
· предупреждение действий, вводящих в заблуждение покупателей, потребителей продукции, работ, услуг и материальных ресурсов относительно их назначения, качества, количества и безопасности;
· обеспечение доверия к результатам измерений;
· повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг, а также обеспечение достоверности информации об их функциональном назначении, характеристиках и эффективности;
· устранение технических барьеров в торговле.
Поверка
Поверка средства измерений (далее –— поверка) — это проведение работ по метрологической оценке, в ходе которых подтверждается соответствие средства измерений обязательным метрологическим требованиям (п. 1.29 ст. 1 Закона № 3848-XII).
Государственная поверка средства измерений (далее — государственная поверка) — это поверка средства измерений, предназначенного для применения при измерениях в сфере законодательной метрологии, осуществляемая уполномоченным юридическим лицом или иным юридическим лицом Республики Беларусь (далее — юридическое лицо), уполномоченным Государственным комитетом по стандартизации (далее — Госстандарт) в соответствии с Законом № 3848-XII на осуществление государственной поверки (п. 1.2 ст. 1 Закона № 3848-XII).
Поверка может осуществляться до реализации средств измерений, а также при их эксплуатации (п. 1 ст. 28 Закона № 3848-XII).
Для средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, интервал времени между поверками устанавливается владельцами средств измерений с учетом соблюдения метрологических требований к измерениям (п. 9 ст. 28 Закона № 3848-XII).
Средства измерений, применяемые вне сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке и (или) калибровке либо метрологической экспертизе, или в отношении их могут осуществляться иные действия в целях обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений (п. 3 ст. 16 Закона № 3848-XII).
Перечень средств измерений, периодичность проведения поверки, организация и порядок проведения осуществляются с учетом норм ТКП 8.003-2011, а также Перечня № 39.
В соответствии с п. 4.4–4.9 разд. 4 ТКП 8.003-2011 средства измерений подвергаются первичной и последующей поверкам.
Различают виды последующих поверок:
· периодическая;
· внеочередная;
· инспекционная;
· экспертная.
Первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ввозе по импорту. Результаты первичной поверки заносятся в формуляр (паспорт) средства измерений.
Проведение первичной поверки средств измерений, осуществляемое при выпуске средств измерений из производства, по которым принято решение об отмене утверждение типа, запрещается.
Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через установленные межповерочные интервалы.
Периодичность поверки средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливает Госстандарт.
Внеочередная поверка средств измерений проводится до окончания срока действия периодической поверки в следующих случаях:
· после ремонта средства измерений;
· при необходимости подтверждения пригодности средств измерений к применению;
· при вводе средств измерений в эксплуатацию, отправке (продаже) потребителю, а также перед передачей в аренду, в том числе прокат средств измерений по истечении половины межповерочного интервала на них;
· при отсутствии доказательств прохождения поверки (повреждения поверительного клейма или пломбы, ограничивающие доступ к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений и (или) утери документов, подтверждающих прохождение средством измерений первичной или периодической поверки).
Внеочередная поверка средств измерений после ремонта проводится в объеме, установленном в методике поверки для первичной поверки.
Инспекционную поверку проводят для выявления пригодности при осуществлении государственного метрологического надзора.
Экспертная поверка проводится при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.
При осуществлении экспертной поверки средств измерений в необходимых случаях могут присутствовать заявители, а также представители заинтересованных сторон.
Экспертная поверка средств измерений, как правило, проводится поверителем государственной метрологической службы в объеме, установленном в методике поверки для периодической поверки.
Действие государственной поверки прекращается (п. 12 ст. 28 Закона № 3848-XII):
· в случае истечения срока действия государственной поверки;
· если выявлено, что конструкция или программное обеспечение средства измерений подверглись вмешательству, которое оказывает влияние на его метрологические характеристики;
· в случае повреждения средства измерений, которое может привести к изменению его метрологических характеристик.
Согласно п. 3 Правил № 40 государственную поверку осуществляют:
· уполномоченные юридические лица или иные юридические лица Республики Беларусь, уполномоченные Госстандарта на осуществление государственной поверки, из числа юридических лиц, аккредитованных в соответствии с правилами аккредитации на поверку;
· юридические лица, уполномоченные на осуществление государственной поверки в областях обороны и безопасности государства, использования атомной энергии в мирных целях, в порядке, определенном Положением № 706.
Договор для проведения поверки
Государственная поверка средств измерений выполняется юридическими лицами, уполномоченными на государственную поверку, на договорной основе (п. 8 Правил № 40).
Сроки проведения государственной поверки определяются договором между заявителем и юридическим лицом, осуществляющим государственную поверку (далее — договор) (п. 9 Правил № 40).
Работы по метрологической оценке оплачиваются юридическими лицами, иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами согласно договору.
Стоимость работ по метрологической оценке определяется в соответствии с законодательством и указывается в договоре (п. 1–2 ст. 37 Закона № 3848-XII).
Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке и (или) нанесением на средство измерений или при отсутствии такой возможности на его эксплуатационную документацию знака поверки (п. 8 ст. 28 Закона № 3848-XII).
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению (п. 4.3 разд. 4 ТКП 8.003-2011).
Положительные результаты государственной поверки удостоверяются свидетельством о государственной поверке и (или) нанесением на средство измерений или при отсутствии такой возможности на его эксплуатационную документацию знака государственной поверки средств измерений (п. 5 Правил № 40).
При установлении в результате государственной поверки несоответствия средства измерений обязательным метрологическим требованиям считается, что средство измерений не прошло государственную поверку, заявителю выдается заключение о непригодности, свидетельство о предыдущей государственной поверке, срок действия которого не истек, прекращает свое действие, и знак государственной поверки подлежит уничтожению путем приведения его в состояние, непригодное для дальнейшего применения (п. 35 Правил № 40).
Налогообложение
Расходы по поверке средств измерений несет организация, поэтому ей необходимо учесть аспекты, связанные с обложением налогом на прибыль.
Согласно ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
· затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
· нормируемые затраты.
Поверка является обязательным условием использования средств измерения, если установлены периодичность и условия их проведения.
Следовательно, услуги по поверке следует рассматривать как фактические затраты, произведенные в связи с подтверждением правильности полученных результатов измерения в процессе инвентаризации и правомочности использования средств измерения, используемых при ее проведении и в процессе производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг, — и они учитываются для целей обложения налогом на прибыль в составе затрат (п. 1 ст. 169 НК).
Бухгалтерский учет
Поверка является обязательным условием для дальнейшего использования средств измерений в предусмотренных организацией целях. Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерений (п. 8 ст. 28 Закона № 3848-XII). Расходы по поверке средств измерений организация должна отразить в бухгалтерском учете. Выше уже отмечалось, что результаты поверки могут быть положительными и отрицательными.
Для целей бухгалтерского учета понесенные по поверке средств измерений расходы относятся к текущей деятельности (п. 7 Инструкции № 102).
Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие (п. 8 Инструкции № 102):
· себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
· управленческие расходы;
· расходы на реализацию;
· прочие расходы по текущей деятельности.
К затратам, связанным с управлением организацией, относятся затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и их реализацией, а также реализацией приобретенных товаров, но необходимы для управления организацией и ее функционирования. К указанным затратам можно, в частности, отнести затраты по поверке средств измерения (п. 28, ч. 3 п. 35 Инструкции № 50, п. 12 Инструкции № 44).
В бухгалтерском учете затраты по поверке средств измерений (абз. 2 и 3 п. 10 Инструкции № 102, ч. 2 п. 12 Инструкции № 44) отражаются следующими записями:
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Дебет |
Кредит |
1 |
Перечислены средства с расчетного счета в качестве предварительной оплаты за государственную поверку средств измерений |
60 |
51 |
2 |
Отражены затраты, связанные с государственной поверкой средств измерений без «входного» НДС |
26, 44 |
60 |
3 |
Отражен «входной» НДС по расходам на государственную поверку средств измерений на основании учетных и расчетных документов установленного образца |
18 |
60 |
4 |
Отражен вычет «входного» НДС по расходам на государственную поверку средств измерений |
68-2 |
18 |
<...>