Государственную программу «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года еще раз подкорректировали. Об этом указано впостановлении Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2021 г. № 675.
Мы выборочно посмотрели изменения и решили поделиться ими с читателями. Ведь все, что касается финансов, — это интересно, особенно государственных финансов. Вы же все знаете, что деньги государства в подавляющем большинстве — это деньги людей, живущих в этом государстве, которые собирают через налоги, акцизы и т.д.
Тем, кто не знает это, напомним, что бюджет Республики Беларусь состоит в основном из денег, которые граждане Беларуси и предприятия заплатили в виде налогов (на 87,5%).
Теперь вернемся к изменениям:
«...1. Внести в
Государственную программу «Управление государственными
финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года, утвержденную
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2020 г. № 143, следующие изменения:
части одиннадцатую — тринадцатую
главы 6 исключить».
Вот исключенные части:
«ГЛАВА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДПРОГРАММЫ 3 «НАЛОГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
...В рамках работы консультативных советов будут также рассмотрены вопросы изменения некоторых ставок налогов, перехода на взимание налога на недвижимость с применением в качестве объекта налогообложения кадастровой (рыночной) стоимости имущества, установления единого имущественного налога.
Так, налоговой базой для исчисления налога на недвижимость в настоящее время является остаточная стоимость капитальных строений (зданий, сооружений), то есть величина, характеризующая затраты организации на возведение (приобретение) основного средства и его износ. Реальная стоимость объекта, отражающая его способность приносить организации доход, при налогообложении не учитывается. Кроме того, существуют различные подходы к налогообложению одних и тех же объектов, которые принадлежат различным категориям собственников (организации и физические лица).
Переход на взимание налога на недвижимость от рыночной (кадастровой) стоимости после завершения работ по массовой оценке объектов недвижимости на территории всей республики с определением единых подходов в части установления налоговых ставок и льгот по данному налогу позволит решить этот вопрос...»;
«ГЛАВА 12. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 88 252 001 568 рублей (без учета дотаций, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты, и межбюджетного трансферта из бюджета г. Минска в республиканский бюджет), в том числе за счет средств республиканского бюджета — 38 311 500 714 рублей (расходы) и 43 986 819 868 рублей (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), средств местных бюджетов — 2 164 223 420 рублей (расходы) и 3 789 457 566 рублей (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), из них:
2020 год: средства республиканского бюджета — 4 782 188 840 рублей (расходы) и 5 977 282 992 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), местных бюджетов — 301 898 733 рубля (расходы) и 1 174 839 863 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета);
2021 год: средства республиканского бюджета — 5 066 830 650 рублей (расходы) и 4 915 678 460 рублей (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), местных бюджетов — 376 680 085 рублей (расходы) и 827 419 594 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета);
2022 год: средства республиканского бюджета — 6 317 153 949 рублей (расходы) и 6 936 250 744 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), местных бюджетов — 401 812 994 рубля (расходы) и 581 054 241 рубль (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета);
2023 год: средства республиканского бюджета — 6 825 333 587 рублей (расходы) и 9 810 632 484 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), местных бюджетов — 361 825 054 рубля (расходы) и 505 255 202 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита)
бюджета);
2024 год: средства республиканского бюджета — 7 454 904 300 рублей (расходы) и 8 638 984 984 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), местных бюджетов — 359 532 859 рублей (расходы) и 373 176 449 рублей (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета);
2025 год: средства республиканского бюджета — 7 865 089 387 рублей (расходы) и 7 707 990 204 рубля (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета), местных бюджетов — 362 473 695 рублей (расходы) и 327 712 217 рублей (источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета).
Выделение средств на реализацию подпрограмм 4 «Эффективное функционирование рынка ценных бумаг», 5 «Развитие страховой деятельности» и 6 «Регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита в корпоративном секторе» не предусматривается.».
Из этой Программы убрали финансирование развития рынка ценных бумаг, развитие страховой деятельности и регулирование бухгалтерского учета.
Обратите внимание, что каждый год сумма расходов растет: если в 2020 она была 4 782 188 840 рублей, то в 2025 планируется 7 865 089 387 рублей.
Интересно сравнить суммы, выделяемые на эту Программу с расходами бюджета на другие нужды — например, образование, здравоохранение, социальную политику.
Вот список основных статей бюджета 2021 года:
Основные статьи бюджета
Доля в %
Руб. (BYN)
Долл. США (USD)
1
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
48,87
13 366 355 763
5 140 906 063
2
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
13,61
3 721 545 875
1 431 363 798
3
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
10,14
2 772 721 237
1 066 431 245
4
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
7,54
2 062 753 971
793 366 912
5
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
6,10
1 668 279 692
641 646 035
6
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
5,35
1 462 795 711
562 613 735
7
ОБРАЗОВАНИЕ
4,72
1 291 049 646
496 557 556
8
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1,86
508 270 788
195 488 765
9
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Застрахованные лица, занятые на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, формируют профессиональный стаж при условии уплаты их работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В случае выбора ежемесячной доплаты к заработной плате работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. В целях повышения материального обеспечения работника по достижении общеустановленного пенсионного возраста часть полученных денежных средств в виде доплаты к заработной плате может быть направлена им для участия в новом виде страхования – добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии (вводится с 1 октября 2022 года).
За работников, занятых в особых условиях труда и подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работодатели уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование, из сумм которых, а также доходов от их размещения формируются пенсионные сбережения. Законом о ППС предусмотрено 2 вида профессиональных пенсий: досрочная и дополнительная.
Правительство продлило срок действия документов об оценке соответствия техрегламентам на год. Это касается документов. срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Форма расчета установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (ред. от 19.04.2022 № 16).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 25 установлен бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2022 г. в расчете на один месяц.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь при выплате заработной платы работнику наниматель является налоговым агентом и обязан с суммы выплаченного дохода удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 13%.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговыми органами систематически выявляются случаи выплаты заработной платы «в конвертах».
Постановлением Государственного таможенного комитета от 13 апреля 2022 г. № 18 внесены изменения в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О статистическом декларировании товаров».
Трудовое законодательство Республики Беларусь допускает выполнение работниками компании работы дистанционно и не содержит ограничений на ее выполнение на территории иностранного государства. Иными словами, работник сам выбирает место работы, это его право. Вместе с тем, принимая такое решение надо быть внимательным к статусу налогового резидента и налогам. Что означает статус налоговый резидент, как работает законодательство и что важно знать, чтобы не стать нарушителем?
Резиденты «Парка высоких технологий» (ПВТ) заплатили за январь-март текущего года 230 миллионов рублей налогов. Это в 1,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года.