Сдача в аренду незарегистрированного недвижимого имущество (его части), находящееся в госсобственности |

Количество просмотров: 95
Автор аренда, аренда, недвижимость, недвижимость, госсобственность госсобственность
Сдача в аренду незарегистрированного недвижимого имущество (его части), находящееся в госсобственности
Можно ли сдавать в аренду незарегистрированное недвижимое имущество (его части), находящееся в государственной собственности?

Государственный комитет по имуществу (далее – Госкомимущество) на основании пункта 8 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых  вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“ (далее – Указ № 150) в целях единообразного применения законодательства по вопросам сдачи в аренду находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений) и их частей, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, сообщает следующее. 

С 1 января 2017 г. вступил в силу Указ Президента Республики  Беларусь от 15 ноября 2016 г. № 421 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики  Беларусь“, в соответствии с которым Положение о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденное Указом № 150, дополнено нормой, позволяющей сдавать в аренду незарегистрированные объекты недвижимого имущества, в том числе их части. 

В соответствии с подпунктом 2.3¹ пункта 2 Указа № 150 арендодатели капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся в республиканской собственности, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, обязаны до 1 июля 2017 г., а в случае заключения договора аренды после 1 января 2017 г. – в течение шести месяцев со дня заключения такого договора обеспечить государственную регистрацию прав на указанное имущество. Аналогичная норма в отношении имущества, находящегося в коммунальной собственности, закреплена решениями местных Советов депутатов.

Таким образом, обязательность осуществления государственной регистрации в указанные сроки предусмотрена в отношении прав на передаваемые в аренду капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в государственной собственности. При сдаче в аренду  частей капитальных строений (зданий, сооружений) обязательность государственной регистрации в указанные сроки этих объектов Указом № 150 не установлена.

При этом согласно Закону Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ части капитальных строений (зданий, сооружений), кроме изолированных помещений и машино-мест, государственной регистрации не подлежат.

Пунктом 1 статьи 586 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, – в соответствии с назначением имущества. 

В соответствии с подпунктом 2.15 пункта 2 Указа № 150 в случае передачи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в аренду в период действия этого договора допускается использование недвижимого имущества (в том числе его частей согласно сокращению, приведенному в подпункте 2.2 этого пункта) по назначению, определенному в  таком договоре, отличному от назначения, указанного в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним  (далее – регистр недвижимости), без проведения строительно-монтажных работ и изменения назначения недвижимого имущества и целевого назначения земельного участка, предоставленного для его обслуживания, с соблюдением арендатором требований законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления соответствующей деятельности.

Подпунктом 5.12 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 ”О развитии предпринимательства“ и подстрочным примечанием к нему предусмотрено, что субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в документах регистра недвижимости, если при этом не нарушаются права законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования, а также не требуется проведение строительно-монтажных работ по реконструкции таких объектов недвижимого имущества.

Учитывая указанные нормы, назначение незарегистрированного имущества, в том числе не подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством (например, части капитальных строений, кроме изолированных помещений и машино-мест), используемого по договору аренды, определяется этим договором. 

Законодательством не запрещено размещение арендатором на арендованном объекте государственного недвижимого имущества (его части) объекта некапитального характера, если он не препятствуют использованию такого имущества в соответствии с его основным функциональным назначением, а земельного участка – в соответствии с его целевым назначением (кофе-машин, торговых объектов и т.п.).

При этом необходимости изменения целевого назначения земельного участка, на котором расположено сдаваемое в аренду государственное недвижимое имущество или его часть, с учетом упомянутых нормативных правовых актов, а также установленного статьей 5 Кодекса Республики Беларусь о земле принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), Госкомимущество не усматривает.  

Размер арендной платы в отношении незарегистрированных объектов недвижимого имущества рассчитывается в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденным Указом № 150.

Данные нормы изложены в письме Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 14.03.2019 №14-2-12/1727/вн.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. Указ № 488 все-таки отменили и определились с вычетами по НДС |

В Беларуси совершенствуются правовые отношения в сфере налогового законодательства. Это предусмотрено указом № 151, который Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 18 апреля, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.

2. Минфин утвердил порядок перечисления денег за субботник в 2019 году |

Уже стало традицией с наступлением весны проводить республиканский субботник. Все желающие потрудиться на благо общества могут выполнять работы как по месту своей основной деятельности, так и вне ее, а именно: работы по благоустройству дворов, улиц, парков и других территорий, требующих надлежащего состояния. Минфин утвердил порядок перечисления денежных средств заработанных на республикнском субботнике в 2019 году.

4. Что относится к общехозяйственным расходам для целей расходования иностранной помощи? |

При направлении организациями сумм ИБП на оплату общехозяйственных расходов в соответствии с планами целевого использования (распределения) помощи, согласованными с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, следует исходить из того, что расходы относятся к общехозяйственным, если они связаны с управлением организацией и обеспечением ее деятельности.

5. С 1 июня меняются правила ведения кассовых операций |

Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения работы субъектов хозяйствования с наличными денежными средствами постановлением Правления от 19 марта 2019 г. № 117 утверждена Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами (далее - Инструкция). Постановление вступает в силу с 1 июня 2019 года.

6. О допускаемых нарушениях в части неуплаты акцизов при импорте масел моторных |

По результатам анализа и сопоставления сведений из налоговых деклараций по акцизам с иной информацией имеющейся в налоговых органах в отношении плательщиков, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, на предмет соответствия объемов ввоза подакцизных товаров и полноты уплаты налогов устанавливаются несоответствия, выражающиеся в непредставлении налоговых деклараций по акцизам, занижении налоговой базы для исчисления акцизов, а также неуплата налога.

7. О налогообложении дополнительных отпусков |

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску на основании разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00861 «Об учете при налогообложении дополнительных отпусков» разъяснила отдельные моменты.

8. В Минске увеличили налог за владение собаками |

Решением Мингорсовета Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 117с 12 апреля увеличены ставки для владельцев собак в Минске.
Ставка за налоговый период устанавливается в размере 1 базовой величины (1 БВ составляет Br25,5) за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных, 0,3 БВ — в иных случаях. В предыдущем решении цифры составляли соответственно 0,75 БВ и от 0,2 БВ до 0,6 БВ (в зависимости от высоты в холке).

9. О прочих нормируемых затратах |

Письмом от 09.04.2019 г. № 2-2-10/00858 Министерство по налогам и сборам разъяснило  порядок налогообложения прочих нормируемых затрат.

10. Утвержден образец бланка на экспорт - импорт товаров |

Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8 апреля 2019 г. № 223 (опубликовано на национальном правовом Интернет-портале 10.04.2019, 5/46333 1) утвержден образец бланка разрешения на экспорт и (или) импорт товаров включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и в отношении которых Евразийской экономической комиссией введено автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров.

11. Вниманию ИП - плательщиков налога при УСН |

МНС напоминает, что с 2019 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, нормами подпункта 1.2.3 пункта 1 статьи 326 Налогового кодекса Республики Беларусь введена обязанность по представлению в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления об использовании капитальных строений.   

12. Минтруд ответил на вопросы плательщиков по командировкам |

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь проведена онлайн-конференция по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках».

14. Выделение НДС из контрактной стоимости объекта лизинга |

Организация, применяющая УСН без исчисления и уплаты НДС приобрела в лизинг основное средство. В  первичном учетном документе, подтверждающем передачу предмета лизинга, лизингодателем предъявлена сумма НДС, приходящаяся на контрактную стоимость предмета лизинга. До истечения срока лизинга организация перешла на применение налога при УСН с уплатой НДС.
Имеет ли право организация выделить для вычета из контрактной стоимости основного средства сумму НДС, срок уплаты которой не наступил до момента перехода на уплату НДС?

15. О порядке возврата госпошлины физлицам в 2019 году |

Порядок возврата государственной пошлины регулируется статьей 292 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Излишне уплаченная государственная пошлина может быть возвращена полностью или частично, а так же зачтена  в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней.

16. С 4 апреля в Минске отменены повышенные налоги на неиспользуемые объекты недвижимости |

В Минске к неиспользуемым или неэффективно используемым объектам больше не применяются повышенные в десятикратном размере коэффициенты к ставкам налогов на землю и недвижимость. Об этом сообщила председатель комитета государственного имущества Мингорисполкома Галина Степуренко, комментируя решение Минского городского Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 121

17. До 31 декабря можно не направлять информацию о расхождении между Z-отчетом и СККО |

В целях снятия напряженности в предпринимательской среде мораторий по исполнению субъектами хозяйствования пункта 8 Положения № 924/16 продлевается по 31 декабря 2019 г. Субъекты хозяйствования в период по 31 декабря 2019 г. могут не направлять в РУП ИИЦ информацию о несоответствии информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО.

20. Разъяснения Минтруда по применению новых норм в отношении командировок |

Минтруд в вопросах - ответах разъяснило порядок применения норм Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.

21. Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов |

Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов в органы Фонда согласно постановлению Совмина от 09.08.2018 № 589 по застрахованным лицам, работавшим в первом квартале 2019 года.

22. ИПэшкам вернули право рассчитываться наличной валютой с нерезидентами |

29 марта 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 212/5 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» внесены новые изменения в порядок расчетов наличной иностранной валютой с нерезидентами. Согласно постановления белорусским ИП предоставлено право рассчитываться иностранной наличной валютой при импорте товаров.

23. Как подтвердить налоговое резидентство в Республике Беларусь |

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено частью второй настоящего пункта. Для целей избежания двойного налогообложения как правило требуется подтверждение налогового резидентства. Как подтвердить свое резидентство в Республике Беларусь?