Включение в затраты стоимости топлива при осуществлении деятельности в области энергетики |
Каков порядок применения норм подп. 1.2 п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) при исчислении налога на прибыль в случае, если основным видом деятельности РУП является деятельность в области энергетики. Для осуществления деятельности предприятию необходима следующая техника: сварочные агрегаты, бензогенераторы, мотокосы, бензорезы, бензопилы и т.п. (далее - техника).
При включении стоимости израсходованного при эксплуатации данной техники топлива в затраты, учитываемые при налогообложении, предприятие руководствовалось приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование» от 10.09.2012 № 467-Ц (далее - приказ).
Возможно ли применение норм по расходу топлива, установленных приказом, в целях включения его стоимости в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль в 2019 году и прошедшие налоговые периоды?
Пунктом 1 статьи 169 НК установлено, что к затратам, учитываемым при налогообложении, относятся затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - затраты) и нормируемые затраты.
Согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.
Аналогичный порядок действовал и в предыдущие налоговые периоды.
Статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 08.01.2015 № 239-З (далее - Закон) к полномочиям Совета Министров Республики Беларусь (далее – Совет Министров) отнесено определение порядка разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов.
Совет Министров, в пределах предоставленных Законом полномочий, принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных случаях.
Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Советом Министров. В случае отсутствия указания Совета Министра на принятие соответствующего нормативного правового акта, нормы определяются самостоятельно.
Нормы в области транспортной деятельности установлены постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс):
- от 06.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;
- от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности»;
- от 14.11.2019 № 50 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности».
Таким образом, при исчислении налога на прибыль в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты на оплату топлива:
- в части деятельности, попадающей под действие постановления № 1199 – в пределах норм, утвержденных в соответствии с требованиями постановления № 1199;
- в части транспортной деятельности – в пределах норм, утвержденных вышеперечисленными постановлениями Минтранса.
По иным видам техники, используемым в деятельности РУП, следует использовать нормы расхода топлива, разработанные самостоятельно.
Затраты на оплату стоимости топлива, израсходованного сверх установленных норм, считаются сверхнормативными и при исчислении налога на прибыль не учитываются.
Указанный подход действовал как в 2019 году, так и в предыдущих налоговых периодах.
<...>