Статьи журнала «Налоговый вестник»

Некоторые аспекты применения налогового кредита с учетом норм Указа № 143

Некоторые аспекты применения налогового кредита с учетом норм Указа № 143 |

Автор Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор" Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"
Номер № 12/2020
Количество просмотров 356
Автор налоговый кредит, налоговый кредит, Указ № 143 Указ № 143
Некоторые аспекты применения налогового кредита с учетом норм Указа № 143

В связи с непростой ситуацией, складывающейся из-за пандемии коронавируса в мире, в том числе в нашей стране, принят Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143). Одной из налоговых льгот, предоставляемых плательщикам, является возможность отсрочить по времени уплату налога на недвижимость, земельного налога путем оформления их как налогового кредита. Данный вид льгот не так часто применялся на практике, поэтому у бухгалтеров возникает ряд вопросов при отражении его в учете. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы, связанные с получением и использованием налогового кредита согласно Указу № 143.

Нормы каких нормативных правовых актов следует учесть?

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими различные аспекты использования и отражения в учете налогового кредита, являются:

·             Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З);

·             Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);

·             постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2016 № 42 «Об установлении формы справки об основных экономических показателях и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 10 августа 2015 г. № 47»;

·             постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов»;

·             Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50);

·             Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102);

·             Инструкция по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 (далее — Инструкция № 112);

·             письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143» (далее — Письмо № 2-2-2/00934);

·             разъяснение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Витебской области «О применении норм Указа Президента Республики Беларусь «О поддержке экономики» (размещено на официальном интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 29.04.2020);

·             другие документы органов и лиц, принимающих решение о предоставлении налогового кредита.

Что такое налоговый кредит?

Согласно п. 1 ст. 50 НК налоговым кредитом признается перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок.

В соответствии с ч. 1 п. 2.1 Указа № 143 местные органы власти вправе изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., в форме налогового кредита.

Для целей Указа № 143 местные органы власти — это областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы.

Местные органы власти вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. (п. 2.2 Указа № 143).

Как видим, предоставление местными органами налогового кредита — это их право, а не обязанность.

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения (п. 3 ст. 50 НК).

В период пользования налоговым кредитом начисление пеней на суммы предоставленного налогового кредита не производится.

Обращаем внимание, что налоговый кредит действует при условии своевременной и полной уплаты субъектами хозяйствования в период его предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.

При нарушении данного условия субъекты хозяйствования утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы платежей, в отношении которых он предоставлен, взыскиваются за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном НК, начиная со дня утраты такого права.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства (ч. 2 п. 2 ст. 55 НК).

В чем отличие налогового кредита по Указу № 143 от общего порядка его предоставления?

По общему правилу при предоставлении налогового кредита уплачиваются проценты в размере не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования этим кредитом (п. 4 ст. 50 НК).

Проценты за пользование налоговым кредитом по Указу № 143 не начисляются (ч. 4 п. 2.1 Указа № 143).

Порядок подачи заявления, а также порядок принятия решения об изменении срока уплаты налогов, полностью уплачиваемых в бюджет соответствующего региона, устанавливаются решениями местных органов власти, утверждающих Инструкции о порядке изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, полностью уплачиваемых в городской (районный) бюджет по месту нахождения организации. Некоторые из решений, регулирующих предоставление налогового кредита органами местной власти, приведены далее в таблице.

 

Таблица


Решение местного органа власти по месту нахождения организации

Барановичского городского Совета депутатов от 30.01.2019 № 53

Лепельского районного Совета депутатов от 30.05.2016 № 90

Барановичского районного Совета депутатов от 28.03.2019 № 56

Логойского районного Совета депутатов от 15.05.2019 № 86

Березинского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 55

Лоевского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 68

Березовского районного Совета депутатов от 29.04.2019 № 63

Лунинецкого районного Совета депутатов от 28.05.2019 № 71

Бобруйского городского Совета депутатов от 11.08.2016 № 22-3

Любанского районного Совета депутатов от 26.04.2019 № 74

Борисовского районного Совета депутатов от 02.05.2019 № 87

Ляховичского районного Совета депутатов от 12.02.2019 № 50

Брагинского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 48

Малоритского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 58

Браславского районного Совета депутатов от 13.05.2019 № 67

Минского городского Совета депутатов от 20.03.2019 № 119

Брестского городского Совета депутатов от 12.03.2019 № 51

Минского областного Совета депутатов от 29.06.2016 № 142

Брестского областного Совета депутатов от 06.03.2019 № 88

Минского районного Совета депутатов от 04.05.2019 № 98

Буда-Кошелевского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 80

Миорского районного Совета депутатов от 17.06.2016 № 105

Ветковского районного Совета депутатов от 13.03.2019 № 59

Мозырского районного Совета депутатов от 12.03.2019 № 85

Вилейского районного Совета депутатов от 23.08.2016 № 99

Молодечненского районного Совета депутатов от 01.04.2019 № 71

Витебского областного Совета депутатов от 03.05.2016 № 126

Мостовского районного Совета депутатов от 16.12.2016 № 100

Витебского городского Совета депутатов от 29.03.2019 № 73

Мядельского районного Совета депутатов от 11.05.2019 № 52

Воложинского районного Совета депутатов от 02.05.2019 № 65

Наровлянского районного Совета депутатов от 27.03.2019 № 60

Ганцевичского районного Совета депутатов от 04.04.2019 № 56

Несвижского районного Совета депутатов от 26.04.2019 № 68

Глубокского районного Совета депутатов от 10.04.2019 № 57

Новогрудского районного Совета депутатов от 12.04.2019 № 55

Гомельского областного Совета депутатов от 28.03.2019 № 87

Октябрьского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 67

Гомельского городского Совета депутатов от 28.03.2019 № 79

Оршанского районного Совета депутатов от 28.03.2019 № 132

Дзержинского районного Совета депутатов от 05.04.2019 № 55

Пинского городского Совета депутатов от 21.06.2019 № 62

Добрушского районного Совета депутатов от 27.03.2019 № 80

Пинского районного Совета депутатов от 17.04.2019 № 12-03

Докшицкого районного Совета депутатов от 28.06.2016 № 76

Пружанского районного Совета депутатов от 04.06.2019 № 60

Дрогичинского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 67

Пуховичского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 82

Дятловского районного Совета депутатов от 01.03.2019 № 53

Речицкого районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 61

Жабинковского районного Совета депутатов от 21.06.2019 № 54

Рогачевского районного Совета депутатов от 25.03.2019 № 85

Житковичского районного Совета депутатов от 25.03.2019 № 72

Россонского районного Совета депутатов от 20.05.2016 № 87

Ельского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 58

Светлогорского районного Совета депутатов от 05.04.2019 № 78

Ивановского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 52

Слуцкого районного Совета депутатов от 14.03.2019 № 60

Ивацевичского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 47

Смолевичского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 62

Калинковичского районного Совета депутатов от 27.03.2019 № 59

Солигорского районного Совета депутатов от 10.05.2019 № 69

Каменецкого районного Совета депутатов от 25.06.2019 № 51

Стародорожского районного Совета депутатов от 30.04.2019 № 76

Кировского районного Совета депутатов от 02.10.2019 № 19-3

Столбцовского районного Совета депутатов от 25.04.2019 № 64

Клецкого районного Совета депутатов от 03.05.2019 № 60

Столинского районного Совета депутатов от 21.10.2019 № 86

Кличевского районного Совета депутатов от 16.08.2019 № 19-2

Узденского районного Совета депутатов от 11.05.2019 № 60

Кобринского районного Совета депутатов от 26.08.2016 № 108

Ушачского районного Совета депутатов от 17.06.2016 № 110

Копыльского районного Совета депутатов от 24.06.2019 № 62

Хойникского районного Совета депутатов от 22.04.2019 № 78

Кормянского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 58

Червенского районного Совета депутатов от 26.06.2019 № 81

Крупского районного Совета депутатов от 08.04.2019 № 60

Чечерского районного Совета депутатов от 01.04.2019 № 54

Лельчицкого районного Совета депутатов от 25.03.2019 № 70

Шарковщинского районного Совета депутатов от 28.06.2016 № 100


Кто и как может воспользоваться налоговым кредитом по Указу № 143?

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:




Свежие статьи на портале

1. Налоговые льготы для организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность в 2020 году |

В целях стимулирования развития и повышения эффективности национальной инновационной системы для субъектов хозяйствования Республики Беларусь, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, в Налоговом кодексе Республики Беларусь предусмотрен широкий спектр налоговых льгот.

2. О внесении изменений в законодательство, регулирующее производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий |

16 ноября 2020 года принят Декрет Президента Республики Беларусь № 4 «Об изменении Декрета Республики Беларусь», которым  предусмотрено отнесение измерений с использованием приборов учета готовой продукции при производстве табачных изделий к сфере законодательной метрологии, а также наделение правительства полномочиями по определению порядка использования приборов учета готовой продукции (табачных изделий).

3. Как учитываются затраты при налогообложении прибыли реорганизованного предприятия? |

Предприятие А присоединяется к предприятию Б, дата реорганизации 01.07.2020. Составлен передаточный акт и по нему переданы все права и обязанности присоединяемого предприятия А. Составлена бухгалтерская отчетность предприятия А по состоянию на 30.06.2020 (заключительная), по сроку 20.08.2020 посчитан налог на прибыль по предприятию А, по сроку 22.08.2020 уплачен налог на прибыль предприятием Б за предприятие А. После окончания реорганизации, поступает акт выполненных работ по полученным услугам предприятием А. Каким образом учитываются указанные затраты при налогообложении прибыли?

4. Расходы на утилизацию возвращенного товара |

Предприятие производит изделия медицинского назначения, экспортирует в РФ. Росздравнадзор признал отдельные серии изделий непригодными к использованию на территории РФ. Товар был возвращен. Данная продукция не может быть ни реализована, ни переупакована. Имеет ли право предприятие списать стоимость утилизированных наборов на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли?

5. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на декабрь 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2020 года.

6. Курсовые разницы при налогообложении |

Можно ли учитывать сумму курсовых разниц в составе внереализационных доходов и расходов при исчислении налога на прибыль на каждую отчетную дату, несмотря на применение Указа № 159 в целях бухгалтерского учета?

7. Освобождение от уплаты подоходного налога при сдаче жилья молодым специалистам |

Доходы от сдачи внаем жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), освобождаются от подоходного налога с физических лиц в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) по распределению молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

8. О продлении срока действия справок |

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2020 года № 442, срок действия справок и других документов, выданных в том числе при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 года по 10 мая 2021 года.

10. Государство усиливает участие в управлении крупнейшими предприятиями |

Уполномоченные представители президента по областям и Минску получат право непосредственно вмешиваться в управление крупнейшими предприятиями страны. При этом не уточняется, идет ли речь только о предприятиях с долей государства или обо всех без исключения.