Статьи журнала «Налоговый вестник»

Некоторые аспекты применения налогового кредита с учетом норм Указа № 143

Некоторые аспекты применения налогового кредита с учетом норм Указа № 143 |

Автор Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор" Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"
Номер № 12/2020
Количество просмотров 160
Автор налоговый кредит, налоговый кредит, Указ № 143 Указ № 143
Некоторые аспекты применения налогового кредита с учетом норм Указа № 143

В связи с непростой ситуацией, складывающейся из-за пандемии коронавируса в мире, в том числе в нашей стране, принят Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143). Одной из налоговых льгот, предоставляемых плательщикам, является возможность отсрочить по времени уплату налога на недвижимость, земельного налога путем оформления их как налогового кредита. Данный вид льгот не так часто применялся на практике, поэтому у бухгалтеров возникает ряд вопросов при отражении его в учете. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы, связанные с получением и использованием налогового кредита согласно Указу № 143.

Нормы каких нормативных правовых актов следует учесть?

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими различные аспекты использования и отражения в учете налогового кредита, являются:

·             Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З);

·             Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);

·             постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2016 № 42 «Об установлении формы справки об основных экономических показателях и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 10 августа 2015 г. № 47»;

·             постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов»;

·             Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50);

·             Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102);

·             Инструкция по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 (далее — Инструкция № 112);

·             письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143» (далее — Письмо № 2-2-2/00934);

·             разъяснение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Витебской области «О применении норм Указа Президента Республики Беларусь «О поддержке экономики» (размещено на официальном интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 29.04.2020);

·             другие документы органов и лиц, принимающих решение о предоставлении налогового кредита.

Что такое налоговый кредит?

Согласно п. 1 ст. 50 НК налоговым кредитом признается перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок.

В соответствии с ч. 1 п. 2.1 Указа № 143 местные органы власти вправе изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., в форме налогового кредита.

Для целей Указа № 143 местные органы власти — это областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы.

Местные органы власти вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. (п. 2.2 Указа № 143).

Как видим, предоставление местными органами налогового кредита — это их право, а не обязанность.

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения (п. 3 ст. 50 НК).

В период пользования налоговым кредитом начисление пеней на суммы предоставленного налогового кредита не производится.

Обращаем внимание, что налоговый кредит действует при условии своевременной и полной уплаты субъектами хозяйствования в период его предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.

При нарушении данного условия субъекты хозяйствования утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы платежей, в отношении которых он предоставлен, взыскиваются за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном НК, начиная со дня утраты такого права.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства (ч. 2 п. 2 ст. 55 НК).

В чем отличие налогового кредита по Указу № 143 от общего порядка его предоставления?

По общему правилу при предоставлении налогового кредита уплачиваются проценты в размере не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования этим кредитом (п. 4 ст. 50 НК).

Проценты за пользование налоговым кредитом по Указу № 143 не начисляются (ч. 4 п. 2.1 Указа № 143).

Порядок подачи заявления, а также порядок принятия решения об изменении срока уплаты налогов, полностью уплачиваемых в бюджет соответствующего региона, устанавливаются решениями местных органов власти, утверждающих Инструкции о порядке изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, полностью уплачиваемых в городской (районный) бюджет по месту нахождения организации. Некоторые из решений, регулирующих предоставление налогового кредита органами местной власти, приведены далее в таблице.

 

Таблица


Решение местного органа власти по месту нахождения организации

Барановичского городского Совета депутатов от 30.01.2019 № 53

Лепельского районного Совета депутатов от 30.05.2016 № 90

Барановичского районного Совета депутатов от 28.03.2019 № 56

Логойского районного Совета депутатов от 15.05.2019 № 86

Березинского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 55

Лоевского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 68

Березовского районного Совета депутатов от 29.04.2019 № 63

Лунинецкого районного Совета депутатов от 28.05.2019 № 71

Бобруйского городского Совета депутатов от 11.08.2016 № 22-3

Любанского районного Совета депутатов от 26.04.2019 № 74

Борисовского районного Совета депутатов от 02.05.2019 № 87

Ляховичского районного Совета депутатов от 12.02.2019 № 50

Брагинского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 48

Малоритского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 58

Браславского районного Совета депутатов от 13.05.2019 № 67

Минского городского Совета депутатов от 20.03.2019 № 119

Брестского городского Совета депутатов от 12.03.2019 № 51

Минского областного Совета депутатов от 29.06.2016 № 142

Брестского областного Совета депутатов от 06.03.2019 № 88

Минского районного Совета депутатов от 04.05.2019 № 98

Буда-Кошелевского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 80

Миорского районного Совета депутатов от 17.06.2016 № 105

Ветковского районного Совета депутатов от 13.03.2019 № 59

Мозырского районного Совета депутатов от 12.03.2019 № 85

Вилейского районного Совета депутатов от 23.08.2016 № 99

Молодечненского районного Совета депутатов от 01.04.2019 № 71

Витебского областного Совета депутатов от 03.05.2016 № 126

Мостовского районного Совета депутатов от 16.12.2016 № 100

Витебского городского Совета депутатов от 29.03.2019 № 73

Мядельского районного Совета депутатов от 11.05.2019 № 52

Воложинского районного Совета депутатов от 02.05.2019 № 65

Наровлянского районного Совета депутатов от 27.03.2019 № 60

Ганцевичского районного Совета депутатов от 04.04.2019 № 56

Несвижского районного Совета депутатов от 26.04.2019 № 68

Глубокского районного Совета депутатов от 10.04.2019 № 57

Новогрудского районного Совета депутатов от 12.04.2019 № 55

Гомельского областного Совета депутатов от 28.03.2019 № 87

Октябрьского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 67

Гомельского городского Совета депутатов от 28.03.2019 № 79

Оршанского районного Совета депутатов от 28.03.2019 № 132

Дзержинского районного Совета депутатов от 05.04.2019 № 55

Пинского городского Совета депутатов от 21.06.2019 № 62

Добрушского районного Совета депутатов от 27.03.2019 № 80

Пинского районного Совета депутатов от 17.04.2019 № 12-03

Докшицкого районного Совета депутатов от 28.06.2016 № 76

Пружанского районного Совета депутатов от 04.06.2019 № 60

Дрогичинского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 67

Пуховичского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 82

Дятловского районного Совета депутатов от 01.03.2019 № 53

Речицкого районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 61

Жабинковского районного Совета депутатов от 21.06.2019 № 54

Рогачевского районного Совета депутатов от 25.03.2019 № 85

Житковичского районного Совета депутатов от 25.03.2019 № 72

Россонского районного Совета депутатов от 20.05.2016 № 87

Ельского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 58

Светлогорского районного Совета депутатов от 05.04.2019 № 78

Ивановского районного Совета депутатов от 29.03.2019 № 52

Слуцкого районного Совета депутатов от 14.03.2019 № 60

Ивацевичского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 47

Смолевичского районного Совета депутатов от 22.03.2019 № 62

Калинковичского районного Совета депутатов от 27.03.2019 № 59

Солигорского районного Совета депутатов от 10.05.2019 № 69

Каменецкого районного Совета депутатов от 25.06.2019 № 51

Стародорожского районного Совета депутатов от 30.04.2019 № 76

Кировского районного Совета депутатов от 02.10.2019 № 19-3

Столбцовского районного Совета депутатов от 25.04.2019 № 64

Клецкого районного Совета депутатов от 03.05.2019 № 60

Столинского районного Совета депутатов от 21.10.2019 № 86

Кличевского районного Совета депутатов от 16.08.2019 № 19-2

Узденского районного Совета депутатов от 11.05.2019 № 60

Кобринского районного Совета депутатов от 26.08.2016 № 108

Ушачского районного Совета депутатов от 17.06.2016 № 110

Копыльского районного Совета депутатов от 24.06.2019 № 62

Хойникского районного Совета депутатов от 22.04.2019 № 78

Кормянского районного Совета депутатов от 26.03.2019 № 58

Червенского районного Совета депутатов от 26.06.2019 № 81

Крупского районного Совета депутатов от 08.04.2019 № 60

Чечерского районного Совета депутатов от 01.04.2019 № 54

Лельчицкого районного Совета депутатов от 25.03.2019 № 70

Шарковщинского районного Совета депутатов от 28.06.2016 № 100


Кто и как может воспользоваться налоговым кредитом по Указу № 143?

Получить налоговый кредит могут организации, основной вид осуществляемой деятельности которых включен в Перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации, приведенный в приложении к Указу № 143 (абз. 2 ч. 2 п. 2.1 Указа № 143).

Для получения налогового кредита в местные органы власти по месту нахождения организации подается заявление установленной формы (п. 1.4 Письма № 2-2-2/00934).

Какова методика налогового учета налогового кредита по Указу № 143?

При получении налогового кредита по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам) их уточнение не требуется, налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке (п. 1.4 Письма № 2-2-2/00934).

Сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено снижение подлежащих уплате сумм платежей в бюджет, следующие (п. 2.2 Письма № 2-2-2/00934):

·             по налогу на недвижимость — 22 июня и 22 сентября;

·             по земельному налогу — 15 апреля, 15 июля, 15 сентября (по земельным участкам сельскохозяйственного назначения), 22 мая, 24 августа (по иным земельным участкам).

По мере принятия местными органами власти решений об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате плательщиками во II и III кварталах 2020 года, определенным категориям плательщиков такие суммы уменьшения подлежат отражению плательщиками в соответствующих налоговых декларациях (расчетах) с внесенными изменениями и (или) дополнениями:

1.        по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее — Постановление № 2)) — по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» — в графах 4 и 5;

2.        по земельному налогу (часть I приложения 8 к Постановлению № 2) — по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»:

·             в графах 16, 18 и 20 — по землям сельскохозяйственного назначения;

·             в графах 17 и 19 — по иным земельным участкам;

3.        по арендной плате за земельные участки (часть II приложения 8 к Постановлению № 2) — по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.

Какова методика бухгалтерского учета налогового кредита по Указу № 143?

Организация, имея документы, подтверждающие ее право на полученный ею налоговый кредит по соответствующему налогу (земельный, на недвижимость), должна отразить его как хозяйственную операцию соответствующим первичным учетным документом.

Для целей бухгалтерского учета предоставляемый в этом случае налоговый кредит является краткосрочным, то есть предоставляется меньше чем на 12 месяцев, соответственно, отражается на сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Получение и использование налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм налогов в период действия этого кредита отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам учета налогов) и кредиту сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — на оформленную (предоставленную) сумму налогового кредита (ч. 3, 7 и 8 п. 51 Инструкции № 50, ч. 1 п. 13 Инструкции № 112).

Порядок отражения начисляемых налогов, по которым предоставлен налоговый кредит (земельный, на недвижимость), зависит от целевого назначения используемых организацией земельных участков и объектов недвижимости в своей деятельности (например, объекты для оптовой или розничной торговли, производства продукции и др.) с отражением по дебету соответствующих счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. (п. 23, 26, 27, 28, 35 Инструкции № 50).

При этом должен соблюдаться принцип начисления, согласно которому хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 4 ст. 3 Закона № 57-З).

В рассматриваемой ситуации для целей бухгалтерского учета начисленные налог на недвижимость и земельный налог отражаются в бухгалтерском учете ежемесячно (ч. 2 п. 32 Инструкции № 102).

Уплата налогового кредита, как отмечалось выше, осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г. (ч. 3 и ч. 4 п. 2.1 Указа № 143, ч. 1 п. 1.1 Письма № 2-2-2/00934).

В общем виде отражение операций по полученному и погашаемому налоговому кредиту отражается следующими бухгалтерскими записями:

 


№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Отражается ежемесячно начисление налога (земельного, на недвижимость) на основании бухгалтерской справки-расчета либо иного первичного учетного документа, закрепленного в учетной политике организации

20, 23, 25, 26, 44 и др.

68-1

2

Отражена сумма полученного налогового кредита на основании бухгалтерской справки-расчета либо иного первичного учетного документа, закрепленного в учетной политике организации, с указанием даты и номера решения местных органов власти о предоставлении налогового кредита

68-1

66-1

3

Отражена уплата причитающихся в местный бюджет платежей в счет погашения налогового кредита (ежемесячно) на основании выписки банка по расчетному (специальному) счету в банке и приложенного к ней платежного поручения

66-1

51, 55


 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:




Свежие статьи на портале

2. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на июнь 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2020 года.

3. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на май 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2020 года.

5. Порядок исчисления земельного налога при изменении целевого назначения участка |

Какой порядок исчисления земельного налога в случае, когда решением исполкома изменяется целевое назначение земельного участка, ранее предоставленного организации во временное пользование?

6. Налог за владение собаками |

В соответствии со статьей 308 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица. Объектом налогообложения признается владение собаками в возрасте от 3 месяцев и старше.

7. Какие налоги заплатит физлицо бесплатно обучающее программированию? |

Физ. лицо предполагает разместить на сайте в сети Интернет в свободном доступе информацию, необходимую для самостоятельного обучения программированию: книги, программы, видеоролики. Кроме того, посредством сайта физ. лицо планирует отвечать на вопросы иных физ. лиц по программированию (оказывать консультативные услуги (репетиторство)). Деятельность физ. лицо будет осуществлять исключительно на безвозмездной основе и не в рекламных целях. Следует ли физ. лицу в изложенной ситуации представлять письменное уведомление и уплачивать единый налог с ИП и иных физ. лиц за оказание репетиторских услуг?

8. Уплата задолженности по земельному налогу наследником |

Физическим лицом по наследству получен земельный участок. У предыдущего собственника имелась задолженность по уплате земельного налога в отношении указанного земельного участка, а также пени, исчисленной в связи с неисполнением по уплате земельного налога. Должен ли оплачивать наследник суммы задолженности по налогу и пени за период, когда земельный участок принадлежал предыдущему владельцу?

9. Нужно ли подавать декларацию при возврате паевых взносов |

ЖСПК возвращает собственникам квартир паевые взносы, которые по решению суда в отношении УКСа были ими излишне уплачены. Стоимость квадратного метра при этом не изменилась. Деньги возвращались на погашение кредита, на уплату коммунальных услуг, на банковскую карточку, на расчетный счет до востребования.
Нужно ли собственникам подавать декларацию в налоговую?  

10. Иностранный гражданин продает свою долю в уставном фонде |

ООО создано в 2011 г. Один из учредителей общества – иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Республике Беларусь продает свою долю в уставном фонде другому лицу.  Применяется ли в данной ситуации льгота, предусмотренная пунктом 35 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь?