Учет результатов инвентаризации активов и обязательств в бюджетных организациях |
Согласно п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
· при реорганизации или ликвидации организации;
· перед составлением годовой отчетности;
· при смене материально ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
· при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Обязательная проверка (инвентаризация) библиотечного фонда, которая проводится в случаях, предусмотренных п. 110 Инструкции по учету и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства культуры Республики Беларусь от 28.08.1998 № 300 (далее — Инструкция № 300), не предусмотрена перед составлением годовой отчетности.
Сроки проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности установлены п.7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180).
Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации (п. 8 Инструкции № 180).
Инвентаризация в филиалах (обособленных подразделениях), выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим (п. 9 Инструкции № 180).
Периодичность проведения инвентаризаций. Пунктом 8 Инструкции № 180 установлена следующая периодичность проведения инвентаризаций активов и обязательств:
1) не менее одного раза в год подлежат инвентаризации:
· основные средства;
· нематериальные активы;
· незавершенное строительство;
· сырье, материалы;
· готовая продукция;
· товары для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства);
· животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных);
· денежные средства;
· обязательства и другие активы;
2) не менее двух раз в год подлежат инвентаризации:
· незавершенное производство;
· полуфабрикаты.
Установленное выше количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено по решению руководителя организации.
Республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющие методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, устанавливают особенности проведения инвентаризации отдельных видов активов (п. 11 Инструкции № 180).
Так, Инструкцией об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.08.2008 № 135 (далее — Инструкция № 135), предусмотрено проводить инвентаризацию пищевых продуктов не менее одного раза в квартал.
При инвентаризации наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185 (далее — Инструкция № 185): в сроки, установленные руководителями юридического лица, подразделения, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация с полным полистным (поштучным) пересчетом наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, в соответствии с Инструкцией № 180 (п. 61 Инструкции № 185). Обязательное проведение внезапной инвентаризации других видов активов и обязательств законодательством не предусмотрено, но она может быть проведена по решению руководителя организации.
Особенности проведения инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней (далее — драгметаллы) определены Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее — Инструкция № 34). Согласно п.90 Инструкции № 34 инвентаризация драгметаллов, лома и отходов, их содержащих, обязательно проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования.
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится не реже одного раза в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей. Количество инвентаризаций может быть увеличено руководителем организации по его усмотрению.
Проверка (инвентаризация) библиотечного фонда предусматривается в годовых и перспективных планах библиотек и их структурных подразделений. Периодичность проверок зависит от объема фонда (см. п. 111 Инструкции № 300).
Инвентаризационные комиссии. Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ, в котором должно быть определено: какие активы и обязательства подлежат инвентаризации и по какой причине, дата ее начала и окончания, состав инвентаризационной комиссии, срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию (приложение 1 к Инструкции № 180).
В крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Председателем центральной инвентаризационной комиссии назначается руководитель организации или его заместитель (или начальник структурного подразделения), рабочих инвентаризационных комиссий — представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководитель или его заместитель, начальник структурного подразделения). В состав инвентаризационных комиссий включаются работники бухгалтерской службы, другие специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.
Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств, но обязательно должны участвовать в их проверке.
В качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не должен назначаться один и тот же работник два раза подряд у одних и тех же материально ответственных лиц.
Определение размера причиненного государственному имуществу вреда. В соответствии с нормами Положения о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)» (далее — Положение № 1001), размер вреда (в том числе реального ущерба), причиненного противоправными действиями государству, юридическим лицам (далее — организации), определяется при осуществлении контроля (надзора) организаций (включая бюджетные организации) в форме проверок в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, если иной порядок не установлен законодательными актами.
Размер вреда определяется при выявлении в ходе проверок организаций случаев, указанных в п. 4 Положения № 1001. Определение размера вреда осуществляется на день (период) совершения противоправных действий в следующем порядке:
№ п/п |
Случаи причинения вреда |
Порядок определения размера вреда |
1 |
Недостача имущества |
Размер вреда равен разнице между денежной оценкой имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и денежной оценкой его фактического наличия |
Примечание. При недостаче основных средств и нематериальных активов разница между денежной оценкой недостающих объектов, числящихся в бухгалтерском учете, и денежной оценкой их фактического наличия уменьшается на сумму амортизационных отчислений, рассчитанную в соответствии с законодательством (п. 3 Положения № 1001). Из данной нормы следует, что при недостаче полностью самортизированного объекта основных средств или нематериальных активов (при наличии документов, отражающих их денежную оценку) размер вреда равен нулю |
||
2 |
Списание имущества сверх установленных норм (нормативов, лимитов) |
Размер вреда равен разнице между денежной оценкой фактически списанного имущества и денежной оценкой имущества, подлежащего списанию в соответствии с актами законодательства |
3 |
Излишняя выплата (переплата) денежных средств |
Размер вреда равен разнице между фактически выплаченными денежными средствами и денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства |
4 |
Недоплата (недополучение) денежных средств |
Размер вреда равен разнице между денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства, и денежными средствами, фактически выплаченными |
5 |
Ухудшение характеристик имущества, в том числе в случае его разукомплектования, повреждения, порчи, при которых экономически целесообразно восстановление характеристик имущества |
Размер вреда равен стоимости восстановления имущества (в том числе ремонта, необходимого комплектования) |
Примечание. Восстановление характеристик имущества считается экономически целесообразным, если стоимость восстановления не превышает денежной оценки имущества в соответствии с п. 3 Положения № 1001 на дату причинения вреда (п. 4 Положения № 1001) |
||
6 |
Отчуждение имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства |
Размер вреда равен разнице между стоимостью, определенной в соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество было реализовано |
7 |
Завышение (занижение) фактически оплаченной по сравнению с определенной в соответствии с актами законодательства (при их наличии) стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг) |
Размер вреда равен сумме выявленного завышения (занижения) |
Если в организации бухгалтерский учет в соответствии с законодательством не ведется и (или) отсутствуют документы, отражающие денежную оценку имущества, вред определяется исходя из:
· регулируемых цен или свободных цен на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги);
· информации, содержащейся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах изготовителей, исполнителей, субъектов торговли (включая информацию, размещенную в сети Интернет).
При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), вред определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе), действовавшей на дату причинения вреда (п.4 Положения № 1001).
Следует обратить внимание, что Положением № 1001 определен лишь порядок определения размера вреда, а не порядок его взыскания.
Методики учета результатов инвентаризации активов и обязательств. Согласно п. 3 ст. 13 Закона № 57-З порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
<...>