Что следует помнить при банкротстве должника — иностранного резидента? |
Белорусские производители товаров при осуществлении внешнеторговых операций с иностранными контрагентами все чаще сталкиваются с ситуацией, когда должники уходят в банкротство.
Во-первых, стоит учитывать, что национальным законодательством Республики Беларусь устанавливается льготная поддержка иностранных инвесторов в форме предоставления гарантий Правительства и доступа к централизованным инвестиционным ресурсам. Всем инвесторам гарантирована равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса.
Криминальное банкротство. Однако, проанализировав случаи расторжения инвестиционных договоров в Беларуси, можно прийти к выводу о том, что основными причинами прекращения инвестиционной деятельности и незавершения сделок были:
· финансовая неспособность инвестора завершить проект, когда нерезидент с самого начала планировал выступить в роли посредника при получении инвестиционных льгот;
· изменение финансового состояния инвестора.
Тем не менее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятий с участием иностранного капитала в судах растет. Среди них немало и тех, где банкротство было заранее спланировано как незаконный способ обогащения.
В соответствии со ст. 240 Уголовного кодекса Республики Беларусь умышленные создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица, совершенные должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере,наказываются штрафом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Одновременно с числом банкротов растет и количество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед кредиторами.
Все чаще ставится вопрос о том, как вернуть средства и имущество, предоставляемые государством по инвестиционным договорам с инвесторами, признанными в дальнейшем банкротами.
Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда, как кажется, и следов движения денежных средств нельзя найти, если конечными бенефициарами оказываются физические лица — нерезиденты Республики Беларусь.
Конкурсная миграция. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 415-З), если экономическая несостоятельность (банкротство) должника — юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
В соответствии со ст. 1 Закона № 415-З конкурсное производство — это процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процедуре ликвидационного производства должника.
Если изучить законодательное регулирование в сфере банкротства, например, граждан стран Европейского союза, то можно сделать вывод о том, что там нормы права призваны достигнуть своего рода баланса между интересами кредиторов (взыскать все и сразу) и должников (платить по возможности).
Кроме этого, встречаются модели, в большей степени лояльные к должнику и допускающие не просто мораторий на исполнение требований кредиторов, но и полное списание долгов.
Данное обстоятельство создает предпосылки для появления конкурсной миграции. Это явление характеризуется тем, что граждане стран, в которых законодательство требует полного погашения обязательств должника перед кредиторами, оформляют свое постоянное место жительства в странах с более «гуманными» нормами в отношении обанкротившихся субъектов экономических правоотношений. Подсудная судебная инстанция для банкротства в этом случае выбирается исходя из принципа центра основных интересов должника.
Можно сказать о том, что в данном случае возникнет некоторое подобие «оффшорной юрисдикции» по освобождению от долговых обязательств. Безусловно, этим механизмом пользуются «нечистые на руку» бизнесмены.
Отечественным кредиторам при возникновении ситуации с конкурсной миграцией учредителей обанкротившихся субъектов хозяйствования следует использовать опыт доказывания фиктивности места проживания должников для защиты своих экономических интересов в судебных инстанциях.
Признать постоянную или временную регистрацию незаконной может только суд. Но, как показывает складывающаяся судебная практика, доказать факт фиктивной регистрации бывает очень непросто, однако вполне возможно. Для этого пригодятся свидетельские показания и документы, доказывающие тот факт, что должник не проживает на квадратных метрах и не оплачивает расходы по коммунальным платежам.
Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в ряде стран за фиктивную регистрацию физических лиц существует уголовная ответственность.
Кроме этого, хочется порекомендовать кредиторам не уходить от живого диалога (если, конечно, это возможно) непосредственно с должником, поскольку для выбора стратегии по возмещению убытков очень важно понять причины их возникновения.
Если дело рассматривается в иностранном суде. Рассмотрим пример. Предприятие — производитель оборудования, являющееся резидентом Республики Беларусь и поставщиком товара по внешнеторговому контракту на территорию Российской Федерации, обратилось с иском в территориальный арбитражный суд Российской Федерации о взыскании просроченной задолженности по отгруженной продукции с покупателя — резидента РФ. Арбитражным судом требования поставщика были удовлетворены в полном объеме. Однако покупатель оказался в тяжелом финансовом положении и был не в состоянии осуществить выплаты в пользу поставщика, основанные на решении арбитражного суда. В связи с этим поставщиком как конкурсным кредитором было реализовано право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника (покупателя) банкротом.
Определением суда заявление поставщика о признании банкротом покупателя было признано обоснованным, в отношении последнего введена процедура наблюдения, а также утвержден временный управляющий.
В дальнейшем решением арбитражного суда поставщик был признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, а временный управляющий был утвержден уже в качестве арбитражного управляющего.
Однако поставщика как конкурсного кредитора не удовлетворяло то, как действующим арбитражным управляющим выполнялись обязанности по розыску имущества должника, о чем поставщик неоднократно писал жалобы в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой управляющий являлся, а также в суд и прокуратуру.
В результате назначенный судом арбитражный управляющий заявил о том, что готов сложить с себя полномочия. В связи с этим обстоятельством возникает вопрос: каким образом на практике происходит замена конкурсного управляющего в деле о банкротстве и какие существуют нюансы?
В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом № 127-ФЗ.
На основании п. 1 ст. 97 Закона № 127-ФЗ внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:
· по заявлению внешнего управляющего;
· на основании ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, в случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации или ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, принятого этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 20.5 Закона № 127-ФЗ;
· в иных предусмотренных законом случаях.
С учетом того обстоятельства, что конкурсный управляющий самостоятельно заявил поставщику (конкурсному кредитору) о том, что готов сложить с себя полномочия, представляется логичным, если от его имени поступит соответствующее заявление в суд. На основании ст. 45 и 127, 144 Закона № 127-ФЗ арбитражный суд в случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 127-ФЗ, о чем выносит определение.
Требования к новой кандидатуре арбитражного управляющего установлены в ст. 20, 20.2 Закона № 127-ФЗ, в частности, арбитражный управляющий должен являться членом одной из саморегулируемых организаций.
<...>