Актуальные вопросы учета топлива. Часть 1 |

Практически каждая организация использует в своей деятельности автомобили и несет расходы на топливо при их эксплуатации. Расход топлива на автомобили — статья расходов, которая всегда нормировалась в целях налогового учета. В последнее время произошли существенные изменения законодательства по вопросу нормирования расхода топлива.
В форме ответов на вопросы рассмотрим сложные ситуации в бухгалтерском и налоговом учете, которые возникают у организаций при учете топлива.
Вопрос 1
Организация имеет на балансе и использует автомобили, для которых нормы расхода топлива законодательством не установлены.
Каким образом в 2019–2021 гг. следует (следовало) учитывать при налогообложении прибыли расход топлива по таким автомобилям?
В 2019 году к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, относились:
· затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
· нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).
К нормируемым затратам относятся в числе прочих затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не определено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (п. 1.2 ст. 171 НК в редакции, действующей в 2019–2020 гг.).
Нормы расхода топлива в области транспортной деятельности установлены следующими постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от:
Таким образом, в 2019 году для целей налогообложения прибыли при отсутствии норм расхода топлива, установленных законодательством, следовало применять нормы расхода топлива, установленные заводом-изготовителем. Данные нормы исходя из формулировок п. 1.2 ст. 171 НК могли применяться бессрочно до установления законодательством норм для соответствующих модификаций автомобилей.
В случае отсутствия норм расхода топлива, установленных законодательством, и норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем, следовало применять нормы, установленные руководителем организации, которые действовали до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством, устанавливающим иное, в данном случае являлась Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141). Она предусматривала, что в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев.
Продемонстрируем на схеме ситуацию 2019 года, когда норма расхода топлива, установленная в соответствии с законодательством, отсутствовала:
С 01.01.2020 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503), согласно п. 6 которого затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона (п. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах») (далее — Закон № 130-З).
Таким образом, для целей налогообложения прибыли в 2020 и 2021 гг. применяется Указ № 503, и для целей налогообложения прибыли применяются нормы, установленные руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.
Для 2019 года кроме вышеизложенного следует иметь в виду следующее.
Вышеназванные постановления Минтранса не содержали норм расхода топлива для многих автомобилей, и многие организации имеют только письма «Транстехники» с указанием норм, которыми нельзя пользоваться для целей налогообложения прибыли.
Пункт 1.3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — постановление № 470) решил данную проблему. За период с 12.07.2015 до 13.08.2020 допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь.
Как уже говорилось выше, как в 2019 году, так и до 2019 года при налогообложении прибыли учитывались затраты на оплату стоимости топлива в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (п. 1.7 ст. 131, ч. 1 п. 1.2 ст. 171 НК).
Таким образом, установленные в соответствии с постановлением № 470 руководителями организаций нормы применяются и для целей налогообложения прибыли за 2019 год и ранее (с 12.07.2015).
При этом отметим, что если какие-либо организации не воспользуются предоставленным постановлением № 470 правом по установлению руководителями организаций норм расхода топлива, то для таких организаций, по мнению автора, за 2019 год и ранее сохранится прежний порядок применения норм расхода топлива.
Вопрос 2
Правомерно ли, учитывая содержание п. 1.3 постановления № 470, применительно к периоду до 2020 года руководителю организации, выполняющей международные автомобильные перевозки, устанавливать самостоятельно нормы на используемые для оказания таких услуг автомобили, как это было предписано ч. 2 п. 2 Инструкции № 141 или нет, поскольку постановление № 470 имеет большую юридическую силу в сравнении с Инструкцией № 141?
Как уже говорилось выше, п. 1.3 постановления № 470 допускает за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь (п. 1.3 постановления № 470).
Акты законодательства — нормативные правовые акты, составляющие законодательство (п. 1 ст. 2 Закона № 130-З).
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение (п. 8 ст. 2 Закона № 130-З).
Иными словами, рассматриваемый вопрос можно перефразировать: нужно ли организации при применении постановления № 470 пересчитывать расход топлива при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, если нормы расхода топлива устанавливались руководителем организации и по таким автомобилям нормы расхода топлива установлены постановлениями Минтранса, которые ниже норм, которые были установлены руководителем организации?
По мнению автора, необходимость такого пересчета отсутствует. Это обусловлено тем, что за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 согласно п. 1.3 постановления № 470 допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, то есть применение постановления № 470 — право организации, а не обязанность. По мнению автора, это означает, что организация вправе при эксплуатации автомобилей для выполнения международных автомобильных перевозок использовать за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 порядок, предусмотренный Инструкцией № 141.
Отметим, что акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность, иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет (п. 3 ст. 1.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Вопрос 3
Нормы расхода топлива в организации установлены руководителем. Затраты на топливо являются сверхнормативными для целей налогообложения прибыли в отдельных случаях.
Каким образом сверхнормативный расход топлива учитывается в бухгалтерском учете, если весь расход топлива произошел по производственным причинам?
На счетах бухгалтерского учета затрат.
Затраты на топливо, которые носят производственный характер, несмотря на то, что являются сверхнормативными для целей налогообложения прибыли, в бухгалтерском учете исходя из норм п. 8–12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), отражаются на счетах бухгалтерского учета затрат:
ДЕБЕТ 20 «Основное производство»
26 «Общехозяйственные затраты»
44 «Расходы на реализацию» и др.
КРЕДИТ 10 «Материалы».
Вопрос 4
Нормы топлива для используемого организацией автомобиля, приобретенного до 2020 года, не установлены Минтрансом. Организация применяет нормы расхода топлива, утвержденные руководителем. По истечении шестимесячного срока после установления таких норм для целей налогообложении прибыли в 2020 году, а также в 2021 году организация не учитывает стоимость израсходованного топлива для целей налогообложения прибыли.
Верно ли поступает организация?
Неверно.
Продолжение читайте в статье
<...>