Налогообложение представительских расходов |
Законодательство Республики Беларусь не содержит определения и перечня представительских расходов, учитываемых при налогообложении. В связи с этим у организаций возникают вопросы о классификации и возможности учета отдельных расходов в качестве представительских в составе затрат для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли.
Итак, с 1 января 2011 г. снято ограничение по учету при налогообложении представительских расходов в пределах норм, установленных Президентом Республики Беларусь, содержавшееся ранее в п. 1.5 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).
Еще в 2011 г. письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 21.01.2011 № 05-1-26/878 было предусмотрено, что организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, по мнению Министерства финансов Республики Беларусь, может быть локальный нормативный акт, принятие которого осуществляется в рамках учетной политики организации.
С 2011 г. расходы, признаваемые представительскими, организации оговаривали в учетной политике.
В дальнейшем вопросы бухгалтерского и налогового учета представительских расходов были дополнительно разъяснены в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах» (далее — письмо № 2-2-10/01238) и письме Министерства финансов Республики Беларусь от 25.08.2017 № 15-1-17/311 (далее — письмо № 15-1-17/311).
В письме № 2-2-10/01238 разъясняется, что к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления плательщика, кроме исполнительных органов, и приводится возможный перечень представительских расходов:
· проживание в гостиницах;
· питание (завтрак, обед, ужин, кофе-паузы);
· транспортные услуги;
· проведение официального приема лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
· культурные мероприятия;
· оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
· приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
· аренда помещения для проведения представительских мероприятий.
При этом обращено внимание, что указанный перечень представительских расходов не является исчерпывающим и в состав представительских расходов могут быть включены и иные обоснованные и документально подтвержденные расходы.
Вместе с тем при рассмотрении вопроса об отнесении расходов по проведенному представительскому мероприятию в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, следует исходить из их необходимости в процессе осуществления предпринимательской деятельности, проведение таких мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов. При этом не имеет значения, достигнуты ли в ходе проведения представительских мероприятий соглашения и заключены ли договоры.
В письме № 15-1-17/311 сказано, что понятие «представительские расходы» в настоящее время законодательно не определено. Перечень расходов, определяемых как представительские, организация может самостоятельно установить своим локальным нормативным правовым актом.
По мнению Министерства финансов Республики Беларусь, расходы на обслуживание физических лиц, являющихся как фактическими, так и потенциальными клиентами организации, в ходе проведения переговоров с ними и оказания им услуг (вода, чай, кофе) могут быть отнесены к представительским.
Таким образом, по мнению обоих ведомств (Минфин и МНС), перечень представительских расходов может быть любым, при этом в состав представительских расходов могут быть включены только обоснованные и документально подтвержденные расходы, которые необходимы в процессе осуществления предпринимательской деятельности, проведение представительских мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов.
При возникновении сложностей с классификацией отдельных расходов в качестве представительских организациям следует учитывать, что согласно ч. 1 п. 3 ст. 21 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства.
Положение ч. 1 п. 3 ст. 21 НК распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании полученных ими от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства.
<...>