Статьи журнала «Налоговый вестник»

Резерв по сомнительным долгам у лизингодателя, арендодателя в 2021 году

Резерв по сомнительным долгам у лизингодателя, арендодателя в 2021 году |

Автор Виталий Раковец, аудитор ООО «АудитИнком» Виталий Раковец, аудитор ООО «АудитИнком»
Номер № 4/2021
Количество просмотров 60
Автор резерв по сомнительным долгам, резерв по сомнительным долгам, 2021, 2021, лизинг, лизинг, аренда аренда
Резерв по сомнительным долгам у лизингодателя, арендодателя в 2021 году
Следует ли в 2021 году создавать в налоговом и бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам лизингодателю, арендодателю по просроченному долгу по лизинговому вознаграждению, арендной плате?

Для целей налогоообложения прибыли в 2021 году резерв по сомнительным долгам может создаваться лизингодателем, арендодателем по просроченному долгу по лизинговому вознаграждению, арендной плате. В бухгалтерском учете такой резерв, по мнению автора, создается.

Для целей бухгалтерского учета согласно п. 42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен — в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями.

В заключении Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.02.2002 № З-137/2002 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений)» указано, что договоры аренды направлены на возмездную передачу имущества в пользование, а не на возмездное оказание услуг.

Поскольку в  Инструкции № 102 говорится о том, что сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, на первый взгляд, можно сделать вывод, что организации не нужно создавать резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности по арендной плате, лизинговым платежам при признании долгов сомнительными.

Однако в данном случае следует также учитывать требования Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З).

Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности (п. 1 ст. 3 Закона № 57-З).

Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности (п. 6 ст. 10 Закона № 57-З).

Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания (п. 7 ст. 10 Закона № 57-З).

Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена (п. 8 ст. 10 Закона № 57-З).

Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации (п. 10 ст. 10 Закона № 57-З).

С учетом данных принципов, закрепленных в  Законе № 57-З, по мнению автора, организации нужно создавать резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности по арендной плате, лизинговым платежам при признании долгов сомнительными. Экономическое содержание данной хозяйственной операции будет аналогичным хозяйственным операциям по созданию резервов в случаях, предусмотренных в  п. 42 Инструкции № 102.

Отметим, что схожий вывод приведен в письме Министерства финансов Республики Беларусь от 04.01.2013 № 15-1-15/44/756 «Вопросы, связанные с созданием резервов по сомнительным долгам по дебиторской задолженности лизингополучателей по договорам финансовой аренды (лизинга), признанной сомнительной».

Для целей налогообложения прибыли в 2020 году создание резерва по сомнительным долгам  п. 3.48 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) не было предусмотрено по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью


Поделиться в соцсетях:





Свежие статьи на портале

1. Должников могут лишать водительских прав, права посещать игорные заведения и охотиться |

С 15 июля в Беларуси заработают новые правила взыскания долгов. Ожидается, что изменения в Закон «Об исполнительном производстве» помогут судебным исполнителям в работе, а взыскателям дадут больше возможностей вернуть свои деньги. Что предусматривает новый закон, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Светлана Любецкая.

3. О включении (невключении) сумм НДС в остатки материалов на 01.01.2021 бюджетными организациями здравоохранения |

В связи с возникающими вопросами по порядку исчисления налога на добавленную стоимость бюджетными организациями здравоохранения Министерство по налогам и сборам письмом от 22.02.2021 № 2-1-9/00836, в дополнение к своему письму от 15.02.2021 № 2-1-9/Рн-00178, разъяснило следующее.

4. Единый налог при сдаче в аренду жилья |

Индивидуальный предприниматель — плательщик единого налога сдает в аренду на длительный срок однокомнатную и трехкомнатную квартиру, находящиеся на территории минского района. В каком размере следует уплачивать единый налог?

5. Рекомендации МНС по мониторингу соответствия выручки информации в СККО |

Министерством по налогам и сборам даны рекомендации субъектам хозяйствования по организации работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в системе контроля кассового оборудования.

6. Вниманию плательщиков налога на землю и арендной платы |

На период с 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г. установлено, что земельный налог (арендная плата) за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, исчисляется и уплачивается по ставке земельного налога 1,5 %, а в части арендной платы — в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015.

7. О налоге на добавленную стоимость в отношении медицинских услуг |

Согласно пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), без включения в них налога на добавленную стоимость. Положения пункта 1 статьи 120 НК распространяются на обороты по реализации как приобретенных товаров (работ, услуг), так и произведенных товаров (работ, услуг).

8. Об уплате организациями транспортного налога |

Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (глава 281 Налогового кодекса Республики Беларусь). Рассмотрим порядок уплаты транспортного налога организациями.

9. О представлении в налоговые органы годовой отчетности и Положения об учетной политике |

МНС в связи с обязанностью представления плательщиками в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта 2021 г. годовой индивидуальной отчетности за 2020 год, а также Положения об учетной политике на текущий налоговый период (2021 год) разъясняет следующее (письмо МНС от 17.02.2021 № 2-2-10/00377).

10. Новые ставки акцизов на топливо и налоговый вычет в 2021 году |

Указом Президента Беларуси от 18.02.2021 № 53 установлены по 31 декабря 2021 г. ставки акцизов и механизм снижения суммы акцизов при реализации (передаче) топлива на территории Республики Беларусь. Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.