Учет отдельных новогодних расходов при налогообложении прибыли |
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).
Налоговый учет отдельных расходов, рассматриваемых далее в данном материале, зависит от того, можно ли их признать расходами на рекламу.
В связи с этим приведем некоторые определения.
Реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Объект рекламирования — продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (абз. 6, абз. 9 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).
Рассмотрим возникающие у организаций вопросы.
Вопрос 1
Может ли коммерческая организация учесть при налогообложении прибыли расходы на покупку шампанского, вина, коньяка для работников к празднику в качестве подарков к Новому году?
Нет, не может.
Согласно п. 1.17 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» в Республике Беларусь запрещается безвозмездная реализация алкогольных напитков, в частности в случае:
· передачи алкогольных напитков в качестве оплаты труда работников, в том числе в виде премий;
· бесплатного (безвозмездного) распространения юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях.
Алкогольные напитки включены в Перечень товаров, которыми не может производиться натуральная оплата труда нанимателями, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2000 № 603.
Таким образом, безвозмездная передача алкогольных напитков работникам запрещена. Кроме этого, даже в случае отсутствия запрета затраты на приобретение алкогольных напитков для работников к празднику в качестве подарков не могут быть учтены при налогообложении прибыли, поскольку данные затраты не связаны с предпринимательской деятельностью (п. 1.3 ст. 173 НК).
Вопрос 2
Может ли коммерческая организация учесть при налогообложении прибыли расходы на украшение торгового зала магазина к Новому году?
<...>