Навигационные пломбы: порядок применения |
С 7 июня 2020 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2020 № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (далее — Постановление № 311), которое регулирует порядок применения к автомобильным транспортным средствам навигационных устройств (пломб) на территории Республики Беларусь.
Под навигационным устройством (пломбой) понимается устройство, функционирующее с использованием технологии глобальных навигационных спутниковых систем, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания1 информации, имеющей отношение к транзитной перевозке, предоставляемое национальным оператором лицам, осуществляющим транзитные перевозки.
Объекты наложения навигационных устройств (пломб)
Объектами наложения навигационных устройств (пломб) являются автомобильные транспортные средства, осуществляющие транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь:
1. выполняемые автомобильными перевозчиками, водители которых нарушили требования подпунктов 1.22 и (или) 1.33 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» (далее — Постановление № 171);
На транспортные средства не накладываются навигационные устройства (пломбы) в случае неисправности системы отслеживания, вызванной техническими сбоями или нарушениями в работе средств связи, либо применения таможенного сопровождения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2. в качестве альтернативы таможенному сопровождению при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в следующих случаях:
· непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо предоставление обеспечения исполнения такой обязанности в размере меньшем, чем размер, определенный для целей помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
· неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
· неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащей исполнению в связи с недоставкой товаров;
· если выявлены признаки несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), и (или) национального законодательства государств — членов ЕАЭС.
Наложение (снятие) навигационных устройств (пломб)
Навигационное устройство (пломба) накладывается на грузовые помещения (отсеки) автомобильных транспортных средств для контроля за осуществлением международной перевозки и обеспечения отслеживания (мониторинга) маршрута перемещения товаров по территории Республики Беларусь.
Наложение навигационных устройств (пломб) осуществляется таможенными органами, либо национальным оператором (ОДО «Белнефтегаз»), либо лицами, уполномоченными национальным оператором на совершение указанного действия.
Навигационное устройство (пломба) накладывается при въезде на территорию Республики Беларусь через белорусский участок внешней границы ЕАЭС в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Снятие навигационных устройств (пломб) производится:
1) таможенными органами, либо национальным оператором, либо лицами, уполномоченными национальным оператором, — при выезде с территории Республики Беларусь через белорусский участок внешней границы Евразийского экономического союза в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;
2) национальным оператором либо лицами, уполномоченными национальным оператором:
· при выезде с территории Республики Беларусь через белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь на республиканских автомобильных дорогах:
· в Витебской области: М-8 граница Республики Беларусь (Езерище) — граница Российской Федерации (Лобок); Р-21 граница Республики Беларусь (Лиозно) — граница Российской Федерации (Рудня); М-1 граница Республики Беларусь (Редьки) — граница Российской Федерации (Красное);
· в Могилевской области: Р-43 граница Республики Беларусь (Звенчатка) — граница Российской Федерации (Понятовка);
· в Гомельской области: М-10 граница Республики Беларусь (Селище) — граница Российской Федерации (Красный Камень);
· в ведомственном пункте таможенного оформления в случае перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от республиканского пункта таможенного оформления до ведомственного пункта таможенного оформления.
Функции национального оператора
В рамках Постановления № 311 национальный оператор:
· оказывает услугу по отслеживанию (мониторингу) грузовых помещений (отсеков) автомобильных транспортных средств на основе договора возмездного оказания услуг;
· обеспечивает посредством применения системы отслеживания информирование таможенных органов и Транспортной инспекции Минтранса о случаях нарушения водителем обязанности проезжать по республиканским автомобильным дорогам, указанным в приложении 1 к Постановлению № 171, для принятия мер реагирования в местах снятия навигационных устройств (пломб);
· передает в безвозмездное временное пользование таможенным органам необходимое количество специализированных мобильных устройств для снятия и наложения, в том числе повторного, навигационных устройств (пломб);
· производит сбор, обработку, хранение и использование информации, имеющей отношение к транзитным перевозкам, осуществляемым с применением навигационных устройств (пломб) в соответствии с настоящим постановлением, в целях обеспечения функционирования системы отслеживания и предоставления пользователям системы отслеживания информации о транзитных перевозках;
· обеспечивает хранение в системе отслеживания не менее 2 месяцев со дня снятия навигационного устройства (пломбы) информации о применении навигационных устройств (пломб) по транзитным перевозкам;
· обеспечивает соблюдение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
· незамедлительно информирует Государственный таможенный комитет, таможни, Транспортную инспекцию Минтранса о неисправности системы отслеживания и времени, необходимом для устранения такой неисправности.
Постановлением № 311 установлен тариф на услуги национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования в размере 3 базовых величин (81 руб. с учетом того, что размер базовой величины равен 27 руб.) за одну услугу, включая налог на добавленную стоимость.
Необходимо отметить, что Постановление № 311 является временным, поскольку действует до 30 сентября 2020 г.
1 Под системой отслеживания понимается совокупность технически и технологически связанных между собой объектов, программно-аппаратных средств и навигационных устройств (пломб), предназначенных для сбора, обработки, хранения и передачи в автоматическом режиме информации о перемещении объекта пломбирования по территории Республики Беларусь, целостности навигационного устройства (пломбы), а также иной информации, имеющей отношение к транзитной перевозке.
2 Требованием предписано водителям, выполняющим транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь, в том числе с территории Российской Федерации в государства — члены Европейского союза и Украину, между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством, проезжать только по республиканским автомобильным дорогам, на которых возможна остановка (стоянка) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, по перечню согласно приложению 1 к Постановлению № 171. Данное требование не распространяется на следующих по территории Республики Беларусь без остановки (стоянки) водителей, выполняющих транзитные перевозки грузов, находящихся под таможенным сопровождением, обязательным сопровождением Департамента охраны МВД, таможенным сопровождением РУП «Белтаможсервис».
3 Требование обязывает водителей, выполняющих транзитные перевозки, покинуть территорию Республики Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию, за исключением случаев, когда невозможность соблюдения указанного срока обусловлена необходимостью получения по маршруту следования специального разрешения на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по территории иностранного государства, аварией (поломкой) транспортного средства, а также разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) груза, заменой транспортного средства, если это предусмотрено условиями договора автомобильной перевозки и указано в транспортных документах. Перечисленные операции должны быть осуществлены в минимальные сроки. При осуществлении указанных операций допускается отклонение от республиканской автомобильной дороги по перечню согласно приложению 1 к Постановлению № 171. Вместе с тем в период остановки (стоянки) водители, выполняющие транзитные перевозки, не должны покидать территорию пунктов остановки (стоянки) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, за исключением водителей транспортных средств, замена которых произошла при выполнении транзитной перевозки.
<...>