Актуальные вопросы учета топлива. Часть 2 |
Продолжим тему, начатую в предыдущем номере, и в форме ответов на вопросы рассмотрим сложные ситуации в бухгалтерском и налоговом учете, которые возникают у организаций при учете топлива.
Вопрос 1
Организация приобрела в 2021 году автомобили и при нормировании топлива применяет нормы его расхода, установленные руководителем.
В свете положений постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — Постановление № 470) и Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) обязательно ли применять повышения и понижения норм расхода топлива, предусмотренные в Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141)?
Применять повышения и понижения норм расхода топлива, предусмотренные в Инструкции № 141, необязательно.
Для целей налогообложения прибыли затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (п. 1.21 ст. 171 НК).
Согласно п. 1.1 Постановления № 470 нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются руководителями организаций самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.
Таким образом, нормы расхода топлива, их возможные повышения, понижения в зависимости от условий эксплуатации могут определяться руководителем организации. Применять повышения и понижения норм расхода топлива, предусмотренные в Инструкции № 141, необязательно, в том числе и для целей налогообложения прибыли. В то же время организация имеет право применять предусмотренные в Инструкции № 141 подходы для определения своих норм в различных условиях эксплуатации автомобилей.
Вопрос 2
Организация использует в своей деятельности автомобиль, работающий на газу. При этом для такой модели автомобиля нормы расхода топлива установлены законодательно только при работе на бензине.
Как в таком случае определить норму расхода топлива при работе на газу, в том числе для целей налогообложения прибыли?
Для целей налогообложения прибыли затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (п. 1.21 ст. 171 НК).
Согласно п. 1.1 Постановления № 470 нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются руководителями организаций самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.
В соответствии с перечнем материальных ресурсов, относящихся к топливно-энергетическим, установленным приложением к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 25.02.2000 № 30, к материальным ресурсам, относящимся к топливно-энергетическим, относится и котельно-печное топливо (газ природный, газ попутный (нефтяной), газ нефтепереработки, газ сжиженный и др.).
Таким образом, норму расхода топлива при работе на газу устанавливает руководитель организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.
В данном случае организация может принять во внимание нормы расхода бензина для соответствующей модели автомобиля (п. 9 Инструкции № 141). Так, для определения норм расхода газа норма расхода топлива на механическое транспортное средство или машину, работающих на СУГ (сжиженный углеводородный газ) или СПГ (сжатый природный газ), при отсутствии установленной нормы расхода СУГ или СПГ принимается выше соответствующей нормы расхода бензина для соответствующей модели (модификации):
· СПГ — не более 5 %;
· СУГ — не более 25 %.
Следует обратить внимание и на п. 18 Инструкции № 141: при эксплуатации автомобиля, работающего на СПГ и СУГ, расход бензина на один запуск двигателя устанавливается от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающего воздуха:
· свыше +5 °С — не более 1 % (для инжекторных двигателей);
· от +5 °С до –10 °С — не более 3 %;
· ниже –10 °С — не более 5 %.
Вопрос 3
Организация имеет на своем балансе транспортные средства.
Можно ли списывать топливо на затраты организации ежеквартально, поскольку отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал?
Такой подход недопустим.
Отчетным периодом налога на прибыль признается календарный квартал (отчетный период налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, — календарный месяц) (п. 2 ст. 185 НК).
Однако для целей бухгалтерского учета следует руководствоваться законодательством Республики Беларусь по бухгалтерскому учету.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З):
· расходы — уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации;
· хозяйственная операция — действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.
Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности (п. 1 ст. 3 Закона № 57-З).
Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 4 ст. 3 Закона № 57-З).
Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания (п. 7 ст. 3 Закона № 57-З).
Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, — промежуточную (квартальную, месячную) отчетность (п. 1 ст. 14 Закона № 57-З).
Для целей Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), под отчетным периодом понимается календарный месяц (ч. 2 п. 2 Инструкции № 102), а значит, списание топлива должно отражаться в бухгалтерском учете ежемесячно.
Вопрос 4
У организации на балансе числятся автомобили, по которым амортизация начислена в размере 100 %, но нормативный срок службы не истек.
Имеет ли организация право применить повышение нормы расхода топлива согласно п. 10.17 Инструкции № 141?
Для целей налогообложения прибыли затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (п. 1.21 ст. 171 НК).
Согласно п. 1.1 Постановления № 470 нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются руководителями организаций самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.
Таким образом, нормы расхода топлива, их возможные повышения, понижения в зависимости от условий эксплуатации могут определяться руководителем организации. Нормы Инструкции № 141 можно не принимать во внимание. При этом организация имеет право ими пользоваться.
Согласно п. 10.17 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы — не более 8 %.
Вопрос 5
Водитель выезжал в командировку из г. Минска в г. Брест на два дня. Температура в г. Минске при выезде была –3 °С, в г. Бресте оба дня — +2 °С.
Как следовало применять нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли?
Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10 % (п. 10.1 Инструкции № 141).
<...>