Разработаны изменения в Банковский кодекс |
Палата представителей приняла во втором чтении изменения в Банковский кодекс Республики Беларусь (далее — БК). Напомним, документ был принят 25 октября 2000 г. и корректировался 11 раз, последняя редакция была внесена 13 июля 2016 г. И вот разработаны новые изменения. Как утверждают разработчики, речь идет о приведении БК в соответствие с ранее принятыми нормативными правовыми актами. В частности, с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и Указом Президента Республики Беларусь от 10.10.2017 № 371 «О Белорусском межбанковском расчетном центре», а также некоторыми другими документами.
Также, как утверждается, белорусское законодательство поэтапно будет сближаться с мировым. В первую очередь — в банковской сфере.
Документ содержит не только корректировку старых норм, но и ряд нововведений, которые начнут действовать уже в 2018 году и затронут не только кредитно-финансовую систему страны, но прямо либо косвенно — небанковские организации.
Какие изменения на подходе? Так, БК дополнится положением о том, что у банков не может быть менее двух учредителей. Вообще-то речь идет об изменении общего подхода в законодательстве о хозяйственных обществах, который, напомним, допускает учреждение такого общества одним лицом. Однако такой подход неприемлем для банковской сферы, поскольку исключает принцип корпоративного управления, положенного в основу безопасного функционирования банков.
Кроме того, будут изменены подходы к банковской тайне. Законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления сведений, ее составляющих. В частности, развитие технологий и потребность в организации оперативного обмена данными требует пересмотра перечня оснований предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну. То есть после принятия изменений для подтверждения подлинности документов будет возможен не только письменный, но и электронный запрос.
Не будет являться нарушением банковской тайны предоставление банком сведений при обращении в суд, прокуратуру, органы уголовного преследования, к нотариусам или адвокатам для защиты своих прав и интересов, представление таких сведений органам, ведущим административный процесс, аудиторам, Национальному банку и другим банкам.
Законопроект предполагает, что кроме существующего права на приостановление операций клиентов банкам разрешат замораживать средства на счете и блокировать банковские операции.
Прекращение деятельности банка. Основываясь на опыте работы с банком, у которого отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности, в законопроект внесен ряд практических положений, касающихся исполнения обязательств такого банка. Например, банк с момента отзыва лицензии должен будет возвращать банку-отправителю денежные средства, поступающие в пользу клиентов банка, а также денежные средства, зачисленные в результате технической ошибки. Это, как ожидается, позволит защитить интересы клиентов банка и избежать неоправданного увеличения размера его задолженности перед клиентами.
Предлагается изменить и порядок ликвидации банка, инициированной самим банком. В частности, для самоликвидации больше не потребуется согласие Национального банка Республики Беларусь. Вместо этого определяется порядок и сроки информирования регулятора о решении банка прекратить деятельность.
Кроме того, уточняются особенности процедуры отзыва лицензии в таких случаях и некоторые иные вопросы. При этом условием принятия Национальным банком решения о внесении записи об исключении банка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является полное погашение всех имеющихся обязательств по платежам в бюджет или в государственные внебюджетные фонды, всех заявленных требований по имеющимся обязательствам перед вкладчиками и иными кредиторами банка. Предлагаемый вариант позволит принимать решения более оперативно.
<...>