Белорусские банки решили уточнить у Нацбанка несколько вопросов, связанных с информированием клиентов и отказом в возврате средств клиентам.
Если с первым вопросом все более или менее понятно, Нацбанк дает вот такие рекомендации по информированию клиента об изменениях:
"...Национальный банк полагает целесообразным наличие в соответствующем договоре нескольких способов уведомления клиента разных видов, что, по нашему мнению, будет способствовать улучшению качества обслуживания держателей карточек и повышению уровня лояльности клиентов по отношению к банку..."
Вот эти способы: "...С точки зрения Национального банка к способам уведомления клиента об изменении перечня и (или) размеров вознаграждений (плат) могут относиться:
уведомление клиента на бумажном носителе;
уведомление клиента с использованием электронных каналов информирования (одного или нескольких);
одновременное уведомление клиента на бумажном носителе и с использованием электронных каналов информирования (одного или нескольких).
Полагаем, что действия банка по обеспечению уведомления об изменении перечня и (или) размеров вознаграждений (плат) будут выполнены надлежащим образом в случае уведомления клиента способом (способами), указанным в договоре об использовании карточки (кредитном договоре, предусматривающем использование карточки)..."
То есть каким образом будет указано уведомление клиента в договоре, такой способ и будет считаться надлежащим информированием.
Второй вопрос более интересный. Банки спрашивают у регулятора:
" ... Согласно части восьмой
пункта 7 Инструкции № 34 банк-эмитент может отказать в возврате денежных средств по операциям, совершенным посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет с проведением банком-эмитентом многофакторной аутентификации держателя карточки по технологии, предусмотренной правилами платежной системы, в рамках которой карточка выпущена в обращение.
Так, по операции, совершенной с использованием карточки в сети Интернет, банком установлено, что она подтверждена c помощью технологии 3D-Secure. При этом клиентом был введен только полный номер карточки, CVV2/CVC2 код не запрашивался банком-эквайером и соответственно не проверялся банком-эмитентом.
Согласно правилам платежных систем, операция, проведенная с использованием 3D-Secure, не подлежит опротестованию, у банка-эмитента нет права на перенос ответственности за операцию на банк-эквайер, так как держатель карточки прошел аутентификацию.
Можно ли считать полный номер карточки в указанном примере операции одним из факторов аутентификации в значении, закрепленном в
Инструкции об использовании программно-аппаратных средств и технологий, проведении процедур удаленной идентификации, удаленного обновления (актуализации), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.09.2019 № 379 (далее — Инструкция № 379), и отказать клиенту в возврате денежных средств по операциям, заявленным как не санкционированные?..."
Интерес банков к отказу возврата средств понятен, сейчас, когда много мошеннических схем, банки не хотят нести дополнительные затраты на компенсацию денег клиентов.
Еще банки уточняют, можно ли отказать клиентам, если они проводили оплату с помощью мобильного приложения, Samsung Pay, Apple Pay и иных:
"... частью восьмой
пункта 7 Инструкции № 34 предусмотрено, что банк-эмитент может не возвращать денежные средства по операциям, совершенным посредством системы ДБО, включая мобильные приложения, с проведением многофакторной аутентификации держателя карточки в целях предоставления ему права (полномочия) на совершение операций и (или) вход в систему ДБО, посредством которой совершались операции.
При регистрации карточки в мобильном платежном приложении (Apple Pay, Samsung Pay) аутентификация осуществляется посредством ввода номера карточки, CVV2/CVC2 кода, одноразового пароля, который направляется банком-эмитентом на телефонный номер клиента в виде SMS-сообщения.
В дальнейшем при инициировании платежа по добавленной в приложение карточке осуществляется его подтверждение с помощью ввода пароля/биометрических данных.
Является ли в данном случае регистрация карточки в мобильном платежном приложении (Apple Pay, Samsung Pay) фактором аутентификации в значении, изложенном в
Инструкции № 379, достаточным для отказа клиенту в возврате денежных средств по операциям, заявленным как не санкционированные, при наличии второго фактора аутентификации?..."
Логика банков понятна, если клиент раз зарегистрировался в мобильном приложении и прошел все проверки, то все его дальнейшие действия в этом приложении — это его личные проблемы.
"...При совершении операций при использовании карточек посредством глобальной компьютерной сети Интернет клиент вводит полный номер карточки, что является одним из факторов аутентификации. Вторым фактором аутентификации является использование технологии 3D-Secure (ввод клиентом одноразового пароля, полученного путем направления клиенту SMS-сообщения на номер мобильного телефона, указанный при регистрации).
Таким образом, операция при использовании карточки, сопровождаемая вводом номера карточки и использованием технологии 3D-Secure, является операцией с проведением многофакторной аутентификации держателя карточки..."
То есть банки могут в таких случаях отказывать клиентам в возврате средств, сославшись на то, что был введен номер карточки и подтвержден пароль 3D-Secure.
По поводу мобильных приложений Нацбанк так же поддержал банки и признал, что использование мобильного приложения, — это уже многофакторная аутентификация:
"... под многофакторной аутентификацией подразумевается использование не менее двух видов аутентификационных факторов.
Регистрация реквизитов карточки в мобильном приложении производится с целью их дальнейшего использования при осуществлении платежей.
Таким образом, при инициировании платежа с использованием мобильного приложения (Apple Pay, Samsung Pay и т.п.) первым аутентификационным фактором является информация о реквизитах карточки, формируемая в виде токена, включаемого впоследствии в состав динамической криптограммы, вторым аутентификационным фактором является пароль (ПИН-код и т.п ) или биометрические данные клиента..."
Теперь у банков есть четкие критерии, по которым они будут отказывать клиентам, которые обращаются для опротестования мошеннических действий.
Застрахованные лица, занятые на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, формируют профессиональный стаж при условии уплаты их работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В случае выбора ежемесячной доплаты к заработной плате работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. В целях повышения материального обеспечения работника по достижении общеустановленного пенсионного возраста часть полученных денежных средств в виде доплаты к заработной плате может быть направлена им для участия в новом виде страхования – добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии (вводится с 1 октября 2022 года).
За работников, занятых в особых условиях труда и подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работодатели уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование, из сумм которых, а также доходов от их размещения формируются пенсионные сбережения. Законом о ППС предусмотрено 2 вида профессиональных пенсий: досрочная и дополнительная.
Правительство продлило срок действия документов об оценке соответствия техрегламентам на год. Это касается документов. срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Форма расчета установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (ред. от 19.04.2022 № 16).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 25 установлен бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2022 г. в расчете на один месяц.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь при выплате заработной платы работнику наниматель является налоговым агентом и обязан с суммы выплаченного дохода удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 13%.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговыми органами систематически выявляются случаи выплаты заработной платы «в конвертах».
Постановлением Государственного таможенного комитета от 13 апреля 2022 г. № 18 внесены изменения в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О статистическом декларировании товаров».
Трудовое законодательство Республики Беларусь допускает выполнение работниками компании работы дистанционно и не содержит ограничений на ее выполнение на территории иностранного государства. Иными словами, работник сам выбирает место работы, это его право. Вместе с тем, принимая такое решение надо быть внимательным к статусу налогового резидента и налогам. Что означает статус налоговый резидент, как работает законодательство и что важно знать, чтобы не стать нарушителем?
Резиденты «Парка высоких технологий» (ПВТ) заплатили за январь-март текущего года 230 миллионов рублей налогов. Это в 1,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года.